Игорь Зорин. Сколько стоит менеджер

Сколько стоит менеджер?

 

Все имеет свою цену. Дом и машина, крышка от банки и пакет молока. Есть цена и у каждого менеджера, который устраивается на работу. Из чего она состоит? Как она определяется? Попробуем разобраться.

 

Что такое цена менеджера?

Давайте сразу определимся, что есть менеджеры, которые себя продают в какую-то компанию. А есть те, которые продают себя себе, т. е те, которые сами открывают и ведут свой бизнес. В данной статье речь пойдет, о тех, кто «продается», т. е. о первых. А цена второго менеджера определяется им самим. Он сам выбирает или постепенно определяет цену самому себе. И рынок ему в этом активно помогает. А если проще, сколько может зарабатывать, столько и стоит.

Итак, менеджер идет устраиваться на работу в какую-то компанию. Как ни крути цена менеджера - это зарплата или условия оплаты труда, которые оговариваются двумя сторонами: работодателем и потенциальным работником, и устраивают обе стороны. В цену вопроса могут входить оклад, процент от прибыли или объема реализации, социальный пакет. А еще условия для отдыха и учебы, рабочее место, пользование сотовой связью и автомобилем и т. д.

Цена может зависеть от многих факторов. От местонахождения компании (страна, регион), от ситуации с кадрами на конкретном рынке труда, от экономики в регионе, от отрасли, в которой работает компания, от политической ситуации в регионе. И еще много от чего: от концепции развития, от курса компании, от смены руководства, от отношений с контролирующими органами, от отношений директора с влиятельными фигурами, от отношения топ-менеджмента к конкурентам и проч. Поэтому, прежде чем определять свою цену, надо заняться маркетингом и попробовать определить среднюю цену той должности, которую хочется занять.

 

Что продает менеджер, когда устраивается на работу?

По большому счету, он продает свою свободу, точнее свое свободное время, которое он мог бы потратить на себя (например, на свое хобби, на свою семью и друзей, на своих родителей и т. д). Еще он продает свой талант, свои знания, умения и навыки. Даже привычки, правда, только полезные, тоже продает. Он продает свой опыт, личные качества, ответственность, свои духовные ценности, свой имидж, свою энергию, физическую и духовную силу, здоровье, психологическое состояние, уверенность. Плюс ко всему он продает свою любовь к тому продукту, который ему предстоит продавать или производить.

 

Рыночная цена.

Рынок знает цену всему. В том числе человеческому потенциалу. В бедном регионе одна цена, в богатом – другая. Что опережает: спрос или предложение? Иногда приходится искать ценных специалистов в соседних регионах и заманивая их коврижками, перетягивать в свой. Сейчас, когда идет активное развитие технологий и производств, Россия испытывает большой дефицит топ-менеджеров. Людей, способных выдерживать большую ответственность, психологические нагрузки, при этом людей, мыслящих системно и креативно одновременно.

 

Цена времени.

Время – это единственный невосполнимый ресурс. А значит, очень дорогой ресурс.

Кто-то убивает время, не понимая того, что оно уходит безвозвратно. А кто-то им очень дорожит, и ловит каждый миг, чтобы прожить его не напрасно. Однажды перед концертом, сидя в зале, я увидел, как мой знакомый, руководитель крупной адвокатской компании, что-то набирал в своем ноутбуке. Надо было видеть его лицо, когда он закрывал крышку компьютера в момент начала концерта. Оно светилось счастьем, оттого, что он все успел. Не случайно этот человек – преуспевающий юрист, один из самых успешных адвокатов в регионе. Он-то уж точно знает, сколько стоит час его работы.

И еще пример. Однажды мой знакомый предприниматель сказал такую фразу: «Один час моей работы стоит десять тысяч рублей, поэтому я решил, что все, что стоит дешевле пяти тысяч рублей в час, я буду заказывать и покупать у других». Думаю, что он выбирает на рынке не только цену, но и качество, и комфорт, и имидж, и другие составляющие любого продукта или услуги.

 

Цена знаний, умений, навыков.

Что стоит дороже: знания, умения или навыки? Для любого дела однозначно навыки, т. е. то, что человек умеет делать автоматично, особенно не думая о технологии процесса. Сами по себе знания могут стоить немного. Что толку от знаний студента, которые могут быть очень далеки от того конкретного дела, которым ему предстоит заниматься на предприятии. Прежде чем знания перерастут в умения, они должны пройти фазу понимания. Зачастую мы много знаем, но часто мало понимаем смысл того, что знаем. Навыки приходят только к тем, кто знает и понимает, и даются только тогда, когда человек сумел довести свое умение до автоматизма. Не важно в чем: вытачивании какой-то детали, приеме командования сложным процессом или просто принятии какого- то управленческого решения. Несомненно, что навык точения детали требует меньших временных и энергетических (не физических), волевых, эмоцональных затрат, чем навык управления, например, каким-то совершенно уникальным проектом. Поэтому и стоит дешевле.

 

Цена опыта.

Опыт ценнее навыка. Опыт – это когда один и тот же навык был использован многократно и результативно. Даже тот, кто что-то испытал с плохим результатом, т. е. допустил поражения, может считаться опытным. Не зря говорят: за одного битого двух небитых дают.

Руководителя можно оценить по пережитому им самим успешному его проекту. Бухгалтера – по опыту прошедших проверок. Юриста – по опыту проведенных, а лучше выигранных процессов. Менеджера по продажам – по объему реализованной продукции за единицу времени. Токаря – по числу выточенных за час качественных деталей. Хирурга – по количеству проведенных операций. Летчика – по часам налета.

 

Цена ответственности.

Маленькая девочка написала в сочинении: «Моя мама хорошо готовит, поэтому она повар. Мой дедушка умеет делать отличные полочки, поэтому он плотник. Моя бабушка хорошо шьет, поэтому он портниха. А мой папа ничего не умеет делать. Поэтому он директор». Отбросим детскую наивность этого интересного суждения и попробуем понять, за что же получает деньги директор.

Я, будучи руководителем собственной компании, как-то раз задал себе такой вопрос. И ответил на него: «За ответственность». За ответственность перед законом, перед моими подчиненными, их семьями, перед обществом, перед заказчиками и исполнителями, перед партнерами и учредителями… А чем я отвечаю? Да всем, что имею в этот момент: здоровьем, материальными ресурсами, свободой, семьей, счастьем и благополучием.

Иногда при приеме на работу какого-нибудь менеджера я спрашиваю у него: «Вы ответственный человек?». Он, преданно глядя в глаза, говорит: «Да, конечно!». Дальше я спрашиваю: «А чем вы готовы отвечать?» Тут возникает полная растерянность, и он уже с ужасом начинает смотреть на меня, как будто я у него уже что-то отобрал. А мне больше всего интересна его реакция, по которой становится понятно, какую ответственность он сможет выдержать В конце концов, своим рабочим местом он все равно отвечает и, в случае чего, может его потерять, а значит, ответить. Вот и получается, что он заплатит цену этого рабочего места. Но ведь цена цене рознь. Поэтому и подобрать нужно на ценное место достаточно ценного работника. Ответственность измерима. И еще, поскольку все люди разные, поэтому они все и выдерживают разную ответственность. При этом надо понимать, что нагружать ответственностью лучше всего в момент делегирования полномочий. Это закон.

 

Цена таланта.

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Однако талант – это то, что очень трудно измерить. Иногда цена таланта оценивается людьми уже после смерти. Пример тому - картины художников, книги, другие произведения искусства, с годами только набирающие свою цену.

Распознать талант менеджера нелегко. Иногда простое чувствование таланта гораздо более эффективно, чем его логическое обоснование.

 

Цена личностных качеств.

Каждый человек уникален. Прежде всего, своей картиной мира. Персональным восприятием действительности, своими ценностями и установками. На формирование личностных качеств накладывают отпечаток семья, школа, двор, любовь...

Каждая конкретная должность требует вполне определенного набора личностных и деловых качеств. Для управленца, например, очень важны следующие качества: коммуникабельность, воля, креативность, харизмантичность, ответственность, порядочность, аналитический ум, гибкость, выдержка, влиятельность и др.

 

Цена уверенности в себе.

Каждое качество может чего-то стоить. Остановимся на одном из них. Уверенность. Происходит от слова «вера». Вера не может быть наполовину или на четверть: она или есть, или ее нет. Во что человек может верить? Да во что угодно. В высший разум, в бога, в космос, в хорошую погоду, в успех. Но для человека дела очень важна вера в себя. Именно она и называется уверенностью. А с этим у многих есть большие проблемы. Для менеджеров это качество является одним из ключевых. Человек без веры никогда не даст уверенности тем, кто идет за ним. Другими словами ему будут не доверять. А недоверие никогда не были спутниками настоящего управленца. Даже, если это управленец какого-то одного процесса, например, продажи. Иными словами, уверенность – ценнейший ресурс, который может не мало стоить. Но очень важно понимать, что уверенность имеет свою крайность - чрезмерную самоуверенность. Это когда человек неадекватно оценивает свои возможности, преувеличивая их, или принижает важность последствий своих действий.

 

Цена позитивности.

Нередко нам в жизни приходится сталкиваться с хмурыми, все и вся критикующими людьми, указывающими на промахи и ошибки. Но совершенно не умеющими творить, быть открытыми миру, улыбающимися. Конечно, и они нужны, без таких критиков, может быть, человечество лишилось бы рассудка, но сейчас я говорю о том, что только заряженные на позитив люди могут нести свет, открывать новые возможности. Именно они, открытые жизни, наполняют наш мир добром, светом и теплом. Менеджер должен быть созидателем. Не только продукта, но и отличных межличностных отношений, имиджа, репутации. Согласитесь, все это очень важно для любого бизнеса. А значит, это дорогого стоит.

 

Цена хобби.

Нет, конечно же, руководителю не придется оплачивать хобби человека. Но ведь не зря говорят: «скажи, какое у тебя хобби и я скажу, кто ты». Естественно, хобби накладывает большой отпечаток на профессионализм человека. Согласитесь, что в охранники гораздо благоразумнее принять на работу парня, который уже несколько лет занимается борьбой, да еще и разряды имеет.

И потом, не забывайте, что команда всегда формируется «по образу и подобию». И если руководитель любит поиграть в футбол, то за нового члена футбольной команды можно многое отдать, хоть он и не Рональдо.

 

Цена ценностей.

Какое-то масло масляное получается. Но, уж простите за тавтологию, у каждой ценности есть цена. Если к руководителю пришел устраиваться на работу менеджер, для которого очень важны порядочность, ответственность, семья, качество жизни, дружба, то, думаю, к нему надо непременно присмотреться. Хотя бы потому, что он об этом говорит смело и уверенно. Значит, он, как минимум, об этом думал. Правда, иногда за словами может ничего не стоять. Тут надо быть настойчиво-проницательным, чтобы докопаться до истины. В случае, если все вышеперечисленные понятия действительно представляют для сотрудника большую ценность, то вам достался менеджер со взвешенной жизненной позицией, знающий свои приоритеты. К сожалению, пока еще довольно редкий менеджер, может сходу ответить на вопрос: «Каковы ваши жизненные ценности?».

 

Цена энергии.

Всегда по человеку можно определить, насколько он энергичен. Менеджер, проявляющий настойчивость в достижении цели при устройстве на работу сразу же демонстрирует свои энергетические возможности. Если он не может найти энергию для продажи самого дорогого для себя товара (то бишь себя самого), то где он ее найдет для продажи чужого товара или услуги?

 

Цена самооценки.

Цена на самооценку менеджера тоже есть. Самооценка – то, как менеджер оценивает себя самого. Если она низкая, видно сразу: человек комплексует, опускает глаза, демонстрирует закрытые позы… Самооценка может быть и завышенная, и ее тоже видно сразу.

За этой категорией прячется еще одна, которая называется уровень притязаний. Притязания низкие – плохо: от этого человека не дождешься высоких результатов. Высокие притязания – не совсем понятно: нужно смотреть, чем подкрепляется такая позиция, есть ли реальная для этого основа.

Еще надо обратить внимание на то, как взаимодействую самооценка и уровень притязаний. Если одно завышенное, а другое заниженное, то, наверняка имеется психологическая проблема, с которой надо разбираться.

Для перспективного менеджера самооценка и уровень притязаний должны быть слегка завышенными или, как минимум, средними (адекватными). Такие менеджеры более успешны. Но у них и к работодателю могут быть завышенные требования.

 

Менеджер считает, что он стоит дороже, чем его оценивает работодатель.

Что делать? Активно договариваться или расходиться. Лучше активно договариваться. Менеджеру - предлагать поработать на испытательном сроке, дать шанс себя проявить, но при этом не уступать в цене. А работодателю - просить доказать, что человек стоит запрошенной зарплаты, но на испытательном сроке платить чуть меньше. В общем, когда обе стороны заинтересованы друг в друге, надо искать компромисс.

 

Выход из ситуации, когда менеджер не находит своей цены.

Если менеджер не может найти работу, где бы его оценили по достоинству, у него есть несколько выходов из этой ситуации.

1.     Попробовать пересмотреть свою цену.

2.     Предложить свои услуги той компании, где больше понравились условия. Присмотреться и прицениться.

3.     Поискать работу в другом регионе, где больше платят.

4.     Заняться своим бизнесом или, другими словами, продать себя самому себе. Это наиболее верный способ узнать истинную цену самому себе.

Игорь Зорин,

Бизнес-тренер, психолог, руководитель Центра Психологии Управления «Премьер»