Игорь Зорин. Искусство быть непобежденным...

Искусство быть непобежденным ...

Игорь Зорин,

бизнес-тренер, судья Первой категории по управленческой борьбе, обладатель лицензии 003014 Таллиннской школы менеджеров.

« К одному князю пришел учитель боевых петухов и предложил потренировать боевого петуха князя. Князь согласился. Прошло десять дней.

- Ну, как, - спросил князь. – Мой петух готов к бою?

- Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвется в драку, его нельзя выпускать!

Прошло еще десять дней.

- Ну а теперь?

- Нет, еще рано. Он очень нервный. На все реагирует. Чуть где какой петух крикнет, он все принимает на свой счет. Его нельзя выпускать.

Прошло еще десять дней.

- А теперь?

- Еще рановато. Сила и ярость переполняют его, прорываются наружу, и это заметно.

Прошло еще десять дней.

- Ну а теперь готов?

- Теперь почти готов. Он неподвижен и словно вырезан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь!»

- (из книги В.К.Тарасова «Искусство управленческой борьбы»)

         Будучи директором собственной компании, как, наверное, и большинство, руководителей, обложившись книгами по управлению, я долгое время пытался найти ответ на вопрос : как маленький, хилый, болезненный старикан, которого, правда, звали Александром Васильевичем Суворовым, мог так эффективно командовать многотысячной армией и войти в мировую историю, как «не проигравший ни одного сражения». Как он мог так просто и понятно объяснять своим подчиненным офицерам, каким образом они должны взять крепость Измаил, которую безуспешно на протяжении нескольких месяцев не могли взять другие «видные» полководцы? Как он провел за собой полки через Альпы, где, как утверждают бывалые альпинисты, нельзя было пройти без хорошего альпинистского снаряжения? А тут еще и лошади…

       И еще много «Как?» я задавал себе в поисках ответов на эти вопросы, листая многочисленные книги по менеджменту, экономике, психологии управления, парапсихологии. Но не находил или находил не то. Понятно, что четкого и ясного ответа «так и так» и не могло и быть. Но хотя бы найти маленький намек на «а вот как». И вот однажды, это было в 2001 году, я познакомился с Владимиром Константиновичем Тарасовым, попав на его легендарный семинар «Техника перехвата и удержания управления». Тогда я еще не знал, какую роль в моей жизни сыграет этот человек. Я слышал, что Тарасова в прессе называли «первым менеджером СССР» (видимо за то, что когда-то, в далеком 1985 году он первым на территории «страны советов» открыл свою школу менеджеров в Таллинне, где он и проживает по сей день). Больше я тогда ничего не знал.

       Стоило ему только начать говорить, как я понял, что каждое его слово мне «бальзам на незаживающую рану» управленца. Вот оно! То, что я так долго искал! Так просто и тихо! Но так сильно и уверенно! Нет, я не мог и предполагать тогда, что стану лицензиатом Таллиннской школы менеджеров, которая на сегодняшний день всемирно известна. Не мог знать, что Владимир Константинович станет идейным лидером Федерации управленческой борьбы (www.poedinki.ru), которая имеет уже более десяти региональных отделений в России, а также в странах СНГ. Что Федерация будет проводить официальные Чемпионаты. Что сотни членов Федерации будут повышать свое мастерство, получать разряды, общаться, дружить. Что это будет отличное сообщество заинтересованных в своем развитии менеджеров. Но я уже тогда знал, что технологии Тарасова признаны менеджерами не только из стран СНГ, но и из Европы и США.

Что такое «управленческий поединок»?

Сначала определю, что такое – управленческая борьба. Это - борьба за определенное распределение социальных ролей и ресурсы. Как управленческая технология, повышающая мастерство ведения переговоров - это борьба между двумя участниками поединка, ведущаяся по определенным правилам, имеющая фиксированные критерии успеха (выгоды) и времени. Выгодой в управленческой борьбе является определенное распределение ролей. В.К. Тарасов говорит о том, что «управленческая борьба позволяет уберечь конфликтующие стороны от более жестких видов борьбы, в том числе от войны». Это действительно так. Кто умеет вести управленческую борьбу, ведет ее, кто не умеет – ведет физическую борьбу. В этом заключается гуманный смысл управленческой борьбы, позволяющий оберегать обе стороны от нанесения друг другу необратимого физического ущерба. По большому счету, управленческая борьба мало, чем отличается от всех других видов борьбы. То же напряжение, тот же накал. В ней те же классические составляющие: захват, прием, удержание. Участники борьбы соревнуются друг с другом, противопоставляя друг другу свои управленческую силу, навыки, умение пользоваться приемами и создавать стратагемы.

Управленческий поединок – поединок двух людей, в ходе которого участники тренинга играют различные роли: игроки - участники, между которыми идут переговоры, секунданты, которые помогают игрокам готовиться, а также следят за выполнением всех правил, и судьи (их девять). Предмет переговоров, роли и интересы задаются пакетом игровых ситуаций. Каждый поединок длится десять минут (с учетом двух тайм-аутов – 12 минут). После него судьи выносят оценки и дают свои комментарии, исходя из своих ролей: «Отправляющие на переговоры», «Доверяющие собственность», «Устраивающиеся на работу». В результате получается максимально объективная оценка имеющихся в арсенале управленческих персонал-технологий у каждого игрока. Тренер дает подробный анализ поединка, останавливаясь на преимуществах и ошибках игроков. Вот, собственно и все. Так просто! И так гениально! Надо сказать отдельно о тех ситуациях, которые разыгрывают участники поединка. Они никем не выдуманы, они взяты из жизни. Кто-то когда-то переживал уже эти события. Сложно переживал. Может быть, он даже проиграл когда-то в реальных жизненных условиях. А можно ли было не проиграть? Как говорит В.К.Тарасов «Нельзя постоянно побеждать, но быть непобежденным можно всегда». Как это? А вот именно этому и учат его технологии. Технологии «непобедимого положительного героя»…

Чему учится управленец на тренинге «Управленческие поединки»?

Чем отличается один управленец от другого? Многим, скажете Вы и будете правы. Образованием, опытом, знаниями, навыками, средой для роста профессиональных качеств. И еще много чем. Еще инструментами в работе. Подобно тому, как у хорошего рабочего имеется качественный профессиональный инструмент, у управленца он тоже есть. Правда, его нельзя увидеть или потрогать. Это его управленческие персонал-технологии. Чем более высококлассный этот инструмент, тем более качественными выглядят управленческие решения и управленческие действия. Любой профессионал заинтересован в самом лучшем (остром, точном, технически выверенном, проверенном временем и ситуациями) инструменте. Как поговорить с оппонентом, чтобы он принял Вашу «картину мира», как свою собственную и даже не понял, как Вы ему ее поменяли (повернули, раскрасили, продлили в прошлое или будущее, расширили, плавно развернули). Мало принять «картину мира», надо еще взять за нее ответственность. Умение качественно трансформировать «картину мира» противнику, значит обладать теми самыми управленческими персонал-технологиями, другими словами, приемами управленческой борьбы. Значит, понимать, как строят управленческие стратагемы, как «располагаются на выгодной местности», как определять, какая «гора» правд находится за твоей спиной и делает тебя сильным. Это значит, развивать не только силу, а еще скорость и точность в управленческих решениях и действиях. Это значит, знать свое «твердое», чтобы им нанести точный удар по «пустому» у противника.

Участвуя в поединках, каждый может совершенствовать свои навыки создания собственной технологии ведения переговоров, а это позволяет чувствовать себя спокойно и уверенно в сложных ситуациях. Умение прогнозировать и доносить свои прогнозы до оппонента – вот важнейшие навыки, которые уберегают управленца от борьбы, делая его по-настоящему мудрым. Кто-то приходит на поединки для того, чтобы выработать собственный переговорный стиль, понимая свои сильные и слабые зоны, кто-то- для освоения новых выигрышных стратегий поведения, в том числе в неожиданных ситуациях, кто-то для того, чтобы научиться быстро ориентироваться в сложных обстоятельствах действительности. А есть и те, кому интересно попробовать себя «в шкуре» тех социальных ролей, которые в меньшей степени ему знакомы или наоборот, увидеть те стереотипы поведения, которые отработаны годами и требуют некой корректировки, а иногда и просто мешают в достижении более высокого управленческого уровня.

Пройдя несколько управленческих поединков, получив огромное количество обратной связи в судейских комментариях и «разборах полетов» ведущим тренинга, которых, кстати, никогда не получишь в реальной жизни, наконец-то начинаешь точно понимать, в чем твои сильные и слабые стороны. Для чего это нужно? Да просто для того, чтобы уверенно пользоваться в жизни сильными, и уметь блокировать действия соперника на его подступах к твоим слабым зонам. Лучше терпеть поражение в игре, чем в реальной жизни. «Испытать радость поражения» - есть такое выражение у Владимира Константиновича. В нем заложен большой смысл. Ведь человек, достигший победы, получает повышение личной самооценки. Да, пожалуй, и все. А вот тот , кто проиграл, получает нечто значительно большее. Он получает опыт. Переживая поражение, он растет. Говоря психологическими терминами, у него происходит когнитивный диссонанс, плавно «перерастающий» в инсайд. Человек начинает видеть свои ошибки и естественно избегать их в дальнейшем. При этом возможно изменение стереотипов поведения, а в некоторых случаях можно говорить о смене личностных установок. И если эти изменения направлены на улучшение эффективности работы руководителя, то, что может быть лучше…

Вот уже шестой год я, как лицензиат ТШМ, езжу с тренингами по стране и вижу живой интерес к технологии «Управленческий поединок», который обучает не полемике, как кажется многим, а умению вести переговоры, мягко изменяя «картину мира» оппоненту, не разрушая отношений, а наоборот, делая их более открытыми, дружескими и партнерскими. Я долго думал, что же привлекает людей играть в эти игры. И понял. Две главные мысли, которые заложил в эту технологию Владимир Тарасов. Первая, надо научиться в жизни побеждать, но при этом хранить имидж положительного героя. И вторая, в жизни невозможно всегда побеждать, но оставаться непобежденным можно всегда… А как? Приходите на управленческую борьбу. Разберемся…