Увгений Крылов. Умные тоже плятят

Текст: Евгений Крылов №3(3) от 14 мая 2007 газета "Бизнес-класс" По разным оценкам, рынок бизнес–образования за последний год вырос от 10 до 100%. Однако, предложение по–прежнему намного опережает спрос. С каждым годом спрос на услуги рынка бизнес–образования Удмуртии заметно растет. Тем более сами образовательные структуры предлагают весьма широкий спектр программ – от долгосрочной МВА до всевозможных тренингов и семинаров. Однако большинство местных компаний, в отличие от бизнеса Екатеринбурга, Казани и Перми, не спешит ими воспользоваться. Но при этом растет интерес со стороны частных лиц. Лед не тронулся. Сегодня рынок бизнес–образования регионов Большого Урала развивается крайне неравномерно. Бизнес–школы действуют в городах с активной бизнес–средой (Екатеринбург, Нижний Новгород), в крупных сырьевых центрах (Пермь, Ижевск), а также в мегаполисах, где исторически сформировалась хорошая научно–образовательная база (Казань). С точки зрения насыщенности, конкуренции, качества и количества образовательных программ традиционно впереди Екатеринбург, чуть отстают от него Саратов, Пермь, Казань, Челябинск. Несмотря на то, что в Удмуртии более десятка игроков и рынок заполнен множеством предложений разных программ бизнес–обучения, республика выглядит на этом фоне довольно бледно. – Сегодня количественное предложение образовательных программ и их разнообразие способно обеспечить многократное приращение объемов этого вида услуг в Удмуртии, – рассказал «bc» директор Центра психологии управления «Премьер» Игорь Зорин. – Все упирается в спрос. Лишь 1–2% местных компаний стабильно вкладывают деньги в развитие своих сотрудников (в Москве эта цифра достигает 50–60%, в Екатеринбурге – 20–25%). Остальные либо только начинают задумываться о целесообразности бизнес–обучения и лишь планируют включить соответствующие расходы в бюджет, либо уверены, что у них работают и без того умные люди. Совсем недавно в очередной раз мне из Москвы поступило предложение об открытии представительства в Ижевске. На что я ответил: «Я бы с удовольствием, если здесь был бы спрос». Исследование АЦ «ЭкспертУрал» показало, что уральский рынок в 2006 году вырос на 26% (в 2005 году эксперты говорили о 20%), а тридцатью крупнейшими компаниями Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Уфы за год реализовано услуг на 608 млн рублей (в 2005 году – 600 млн рублей). К сожалению, одна из самых больших проблем рынка бизнес–образования, прежде всего в Удмуртии, это малое количество статистики и нехватка основных цифр, характеризующих его емкость. Удмуртский рынок тоже растет, пусть и не такими темпами, как в соседнем Екатеринбурге и Казани. «Все же 10% прироста в прошлом году рынок показал», – считает директор ижевского МВА–Центра Денис Гончаров. «В будущем его увеличение вряд ли опустится ниже отметки в 10% в год», – добавляет он. Исполнительный директор ООО «Школа менеджеров «Рост» Елена Стрелкова говорит о 15% роста. Однако Игорь Зорин с ними не согласен, по его подсчетам, объем бизнес–образовательных услуг в республике за 2006 год вырос в 2 раза. Емкость рынка составляет, по его словам, 20 млн рублей в месяц, включая корпоративные и открытые программы и высшее платное образование. – Рынок в Удмуртии развивается очень быстро, – уверена Елена Стрелкова, – многие компании республики увидели важность и значимость обучения своего персонала. Поэтому, сравнивая 2005 и 2006 годы, можно сказать, что рост сегмента бизнес–образования очень серьезный. А главное, этот рост не только количественный, но и качественный. Несмотря на в целом оптимистические мнения, спрос пока не успевает за предложением. Бизнес–школы могут предложить гораздо больше образовательных продуктов, чем сегодня требуется удмуртскому бизнесу. Тенденции и перспективы. В России в конце минувшего года обозначилась новая для всего рынка бизнес–образования тенденция: в стране объявлено о создании двух школ мирового уровня. В сентябре 2006 года заложен первый камень бизнес–школы «Сколково», ориентированной на развивающиеся рынки России, Бразилии, Индии и Китая. Совокупный объем частных инвестиций в проект составил более $100 млн. Среди инвесторов — компании «Русский стандарт», «Итера», «Северсталь–групп», «ТройкаДиалог», Роман Абрамович и другие. И через год будет набран первый курс из 50 студентов по классической программе МВА fulltime на английском языке в Высшей школе менеджмента СПбГУ (в рамках нацпроекта «Образование»). Даже без этих событий вполне ясно, что региональный житель за серьезным образованием ездит в столичные бизнес–школы. Или, на худой конец, в другие наиболее активно развивающиеся центры бизнес–обучения – Екатеринбург, Магнитогорск и Пермь (по данным Begin Group). Однако, по мнению многих руководителей образовательных структур Удмуртии, ситуация постепенно меняется. – Особой разницы в уровнях бизнес–образования в Москве и регионах я не вижу, – говорит Игорь Зорин. – При немного отличающемся качестве цены у нас намного ниже столичных. – Обучение в региональной школе, например, по программе МВА при выравнивающемся качестве – выгодно: стоимость обучения в два раза ниже, нет больших расходов на поездки, – соглашается директор ижевского МВА–Центра Денис Гончаров. – Еще одно из преимуществ – это знание среды региона, специфики местного бизнеса. Причем контакт преподавателей со слушателями МВА–программ не ограничен рамками образовательного процесса, он часто перерастает в консультирование, мониторинг бизнеса студентов. Штучное региональное обучение особенно востребовано в области бухучета, налогообложения и аудита, управления предприятием, организации продаж, управления персоналом. «Вполне закономерно, что активнее всего учатся в тех сферах, где выше конкуренция, – комментирует директор Центра психологии управления «Премьер» Игорь Зорин. – Обучают там, где необходимость новых технологий встроена в бизнес–процесс. Поскольку продажи – основной бизнес–процесс, спрос на программы, касающиеся сбыта, всегда высок. Наряду с этим в дальнейшем будут развиваться управленческие поединки, коучинг и тренинги личностного роста». Мнения специалистов о том, кто в основном оплачивает обучение – предприятия за своих сотрудников или частные лица, – разошлись. Если еще пару лет назад в основном только компании оплачивали обучение, то в 2006 году, по мнению Дениса Гончарова, возросло количество людей, которые самостоятельно платят за знания: – Они нацелены на карьеру и знают, что хотят. И можно быть на 99% уверенным, что после обучения программе делового администрирования карьерный и профессиональный рост этим людям обеспечен. Хотя бы по той причине, что на рынке труда цена сотрудника, прошедшего дополнительное обучение, резко возрастает. Игорь Зорин из «Премьера» не согласен с такой оценкой. На его взгляд, в 2005 году существовала тенденция к увеличению спроса на образовательные услуги со стороны физических лиц. Прежде всего, это относится к менеджерам высшего звена. Однако сегодня акцент в бизнес–обучении постепенно переходит в сторону корпоративных заказов, как в Москве, так и в регионах. Да и сами образовательные программы становятся более специализированными и адаптированными к требованиям конкретного заказчика. – «Корпоратив» будет развиваться и в дальнейшем. Это логично: таким образом можно выстроить образовательную программу под потребности конкретного бизнеса, в результате компания несет меньшие издержки в расчете на одного обученного. Корпоративное обучение позволяет не только развить профессиональные навыки, но и создать командный дух. Елена Стрелкова («Школа менеджеров «Рост») не отдает приоритета какой–то одной тенденции, считая, что «у каждой компании свои задачи и своя стратегия развития». Маленькие и быстрые. Существенных перемен в структуре рынка Большого Урала по видам программ не произошло. Наибольшим спросом со стороны клиентов по–прежнему пользуется краткосрочное обучение. В 2006 году, по данным АЦ «Эксперт– Урал», 73% слушателей посещали краткосрочные тренинги, 22% – среднесрочные и 5% – долгосрочные программы. В Ижевске на острие спроса тоже находятся краткосрочные программы. По словам Дениса Гончарова, на их долю приходится до 75% всех программ бизнес–образования Удмуртии. Именно они удовлетворяют потребность в самых ходовых темах для местных предпринимателей. Как правило, «краткосрочка» нацелена на подпитку уже сложившихся специалистов актуальной информацией или на знакомство неспециалиста с интересующей его темой. – Краткосрочные программы помогают бизнесу решать актуальные задачи, быстро реагируя на возможные проблемы. Вы спросите, что можно успеть сделать за несколько дней? Оказывается, очень много, – говорит Игорь Зорин. – Можно получить знания и новые практические умения... Можно пересмотреть всю свою жизнь, свою «картину мира»... Клиенту нужно оторваться от работы на небольшой промежуток времени, ухватить и с понедельника начать уже внедрять полученное в компании. В этом состоит особенность бизнес–образования – его 100%–ная прикладная направленность. Дело не в том, чтобы просто получать новую информацию. «Эффективность обучения зависит от того, насколько успешно менеджер сможет «связывать» полученную информацию и применять эти знания на рабочем месте, – говорит Елена Стрелкова. – Деньги, вложенные в обучение, должны давать быструю отдачу. Сегодня это главное. Компании стали более экономно распоряжаться своими бюджетами, и возврат инвестиций является для них приоритетом». В школе менеджеров «Рост» называют 2007 год переломным в отношении краткосрочных программ, поскольку уже сейчас руководители компаний начинают понимать важность системного обучения и искать такие программы, которые могли бы дать необходимые знания управления бизнесом в системе. Подобная тенденция стала заметной только сейчас, хотя в Екатеринбурге, Саратове, Перми появилась гораздо раньше. «Интерес возрастает к средне– и долгосрочным образовательным программам с серьезной теоретической базой, происходит смещение центра тяжести с сиюминутной конкретики на стратегические знания и умения, а это уже поле деятельности крупных игроков», – отмечают эксперты. Mister MBA. В долгосрочном сегменте при сохранении общей положительной динамики наблюдался рост интереса к МВА. Для этой программы в Удмуртии сформировались благоприятные условия. Динамику спроса формируют и физические лица, и целые компании. Эта программа считается фирменным блюдом нескольких бизнес–школ Удмуртии. Они предлагают от полноценных классических программ МВА до усеченных и сконцентрированных вариантов mini. На выбор оказывают влияние наличие свободного времени и финансовые возможности потенциальных участников программ. Прямые инвестиции в хорошую программу обучения сопоставимы с ценой автомобиля, а измерить нефинансовые вложения (время, нервы) – еще сложнее. К примеру, стоимость одного года обучения в МВА–Центре, ижевском представительстве МИМ ЛИНК, составляет от 85 тыс. рублей. По информации сайта mba.izhevsk.ru, за трехгодовую MBA Открытого Университета Великобритании придется заплатить от 310 тыс. до 360 тыс. рублей. Согласно исследованию компании BEGIN GROUP в 2006 году, бизнес–образование дороже в Екатеринбурге, Перми, Самаре (от 250 тыс. рублей и более), а самое доступное – в Новосибирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске (до 170 тыс. рублей). По словам Дениса Гончарова, стоимость этого образовательного продукта у региональных компаний на 15% ниже, чем в столице, и результат не хуже московского. Что касается аудитории обучающихся, то сегодня она, по утверждению Дениса Гончарова, становится более подготовленной и, соответственно, более требовательной: –На программу МВА приходят люди, которые знают, чего хотят, имеют опыт управленческой деятельности. Приходя на программу МВА, слушатели берут достаточно высокий старт: им уже не нужно рассказывать основы менеджмента и маркетинга, для них важнее новые знания в той или иной сфере. По оценке Дениса Гончарова, число удмуртских менеджеров с дипломами МВА составляет весьма малое число – менее 3%. Кстати, по подсчетам ректора Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ при Правительстве РФ Сергея Мясоедова, потребность российского бизнеса в выпускниках МВА составляет 3,5–4 млн человек. «Если в России работающих людей 45–50 млн, и примерно 7–8% из них способно стать управленцами, нетрудно подсчитать, что потенциал рынка МВА – 3,5–4 млн человек. Сейчас мы выпускаем не более 15–20 тыс. дипломированных руководителей в год». Совершенно другой продукт – mini–MBA – не является альтернативой MBA. Это системное образование, ориентированное на менеджеров высшего и среднего звена. В России первая программа mini–МВА появилась совсем недавно. Первопроходцем стала Русская школа управления. В Ижевске такой продукт предлагает официальный партнер РШУ – Школа менеджеров «Рост». За полгода учебы и за 208 академических часов учебной нагрузки в свободное от работы время участникам предлагается освоить навыки личной эффективности, познать особенности управления маркетингом, разобраться в финансовых вопросах, бизнес–процессах и попытаться проникнуть в такую новую отрасль бизнеса, как управление проектами. Mini–MBA не из дешевых программ – за полгода обучения нужно заплатить 124,5 тыс. рублей. Есть и другая проблема – преподавательский состав. По общему мнению, работать на программах MBA должны специалисты, владеющие солидным теоретическим багажом и одновременно имеющие опыт работы в реальном, «живом» бизнесе или консалтинге. По словам Игоря Зорина, «преподаватели MBA должны быть лучшими из лучших. Но возникает вопрос, как это определить? Для качественного обучения не подходят ни маститые вузовские профессора, ни подучившиеся консультанты. Недостаток преподавателей–практиков, которые могли бы дать не просто знания, а, скорее, развить умение действовать в различных ситуациях бизнеса, очевиден». По словам Дениса Гончарова, восполнить этот недостаток могут сами менеджеры крупных компаний, которые наряду с дипломом MBA имеют обширный практический опыт. Помимо региональных тренеров местные бизнес–школы активно приглашают практикующих специалистов из Москвы, Санкт–Петербурга, Казани, Уфы, Таллина, Набережных Челнов. Выбирают программу MBA, как правило, топ–менеджеры крупных компаний и владельцы собственного бизнеса. По опросам руководителей образовательных учреждений, средний возраст студентов МВА равняется 30–35 годам. Но, по наблюдениям Дениса Гончарова, сегодня очевидна тенденция омоложения такого рода студентов. Это связано с тем, что люди раньше начинают целенаправленное строительство собственной карьеры, стремительнее продвигаются вперед и быстрее приходят к мысли о необходимости усовершенствовать свои навыки. Как заметил Игорь Зорин, все чаще бизнесмены Удмуртии отправляют учиться МВА собственных детей. При неоднородности оценок отдельных сегментов бизнес–образования, в общем эксперты сходятся: период экстенсивного роста рынка Удмуртии завершен. В республике сегодня насчитывается более десятка структур, предлагающих разнообразные образовательные программы для бизнеса – от простых тренингов до MBA. Однако предложение пока намного опережает спрос. Прогнозируется, что в 2007г. темпы роста рынка сохранятся, а спрос на обучение увеличится за счет корпоративных программ в краткосрочном сегменте. Появление новых игроков, предлагающих МВА, на местном рынке маловероятно, хотя их появление полностью исключить нельзя.