Евгений Крылов. Умные тоже платят.
Умные тоже платят
Как известно, бизнес делается в регионах. Однако в условиях жесткой конкуренции, когда в ряде отраслей рентабельность исчисляется малыми цифрами, отечественные компании понимают, что повышение образовательного уровня собственных сотрудников становится хорошим инструментом конкурентной борьбы. За последний год спрос на услуги рынка бизнес-образования Удмуртии заметно вырос. Тем более сами образовательные структуры предлагают весьма широкий спектр программ: долгосрочные (больше года), среднесрочные (до года) и краткосрочные (до 72 часов). Однако, как ни странно, большинство местных компаний не спешат ими воспользоваться. Общий расклад Сегодня рынок бизнес-образования регионов Большого Урала развивается крайне неравномерно. Бизнес-школы действуют в городах с активной бизнес-средой (Екатеринбург, Нижний Новгород), в крупных сырьевых центрах (Пермь, Ижевск), а также в мегаполисах, где исторически сформировалась хорошая научно-образовательная база (Казань). С точки зрения насыщенности, конкуренции, качества и количества образовательных программ традиционно впереди Екатеринбург. Чуть отстают от него рынки Саратова, Перми, Казани, Челябинска.
Удмуртия на этом фоне выглядит довольно бледно, несмотря на то, что ее рынок заполнен множеством предложений о самых разных программах бизнес-обучения. - Сегодня количественное предложение образовательных программ и их разнообразие способно обеспечить многократное приращение объемов образовательных услуг в Удмуртии, - комментирует ситуацию для «bc» директор Центра психологии управления «Премьер» Игорь Зорин. - Все упирается в спрос. Лишь 1-2% местных компаний стабильно вкладывают деньги в развитие своих сотрудников (в Москве эта цифра достигает 50-60%, в Екатеринбурге – 20-25%). Остальные либо начинают задумываться о целесообразности бизнес-обучения и лишь планируют включить соответствующие расходы в бюджет, либо уверены, что у них работают и без того умные люди. Исследование АЦ «ЭкспертУрал» показало, что динамика уральского рынка в 2006 году остановилась на 26% прироста, а тридцатью крупнейшими компаниями Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Уфы за год реализовано услуг на 608 млн. рублей. Удмуртский рынок тоже растет, пусть и не лавинообразно, считает директор ижевского МВА-Центра Денис Гончаров. В будущем темпы его роста вряд ли опустятся ниже 10%.
- Региональный рынок бизнес-образовательных услуг развивается очень быстро. Сейчас не сложно в любом регионе найти необходимые темы для обучения менеджеров, - уверена Елена Стрелкова, исполнительный директор ООО «Школа менеджеров «Рост», - Очень многие компании республики увидели важность и значимость обучения своего персонала. Поэтому сравнивая 2005 и 2006 годы, можно сказать, что рост бизнес-образования очень высокий. А главное, этот рост не только количественный, но и качественный. Существенных перемен в структуре рынка Большого Урала по видам программ не произошло. Наибольшим спросом со стороны клиентов по-прежнему пользуется краткосрочное обучение. По данным АЦ «ЭкспертУрал» доля слушателей за 2006 год составила 74% против 22% по среднесрочным и 5% по долгосрочным. Рынок образовательных услуг республики делается более цивилизованным. Это отмечают многие его участники. Недобросовестные провайдеры бизнес-образования – компании, занимающиеся организацией обучения, – вместе с некомпетентными тренерами уходят с рынка. Хотя, как говорится, остаются лучшие, потому что конкурентоспособны, и худшие, потому что торгуют дипломами. - Хотим мы этого или нет, но рынок становится цивилизованным и диверсифицированным. На то он и рынок, - говорит Игорь Зорин, - Совсем недавно в очередной раз мне из Москвы поступило предложение об открытии представительства в Ижевске. На что я ответил: «Я бы с удовольствием, но если здесь был бы спрос на это». Тенденции и перспективы Многие руководители ижевских бизнес-школ сходятся на мнении, что ничего глобального в республике в 2006 году не произошло. Зато в России в конце минувшего года обозначилась новая для всего рынка бизнес-образования тенденция: у нас в стране объявлено о создании двух школ мирового уровня. В сентябре 2006 года заложен первый камень бизнес-школы «Сколково», ориентированной на развивающиеся рынки России, Бразилии, Индии и Китая. Совокупный объем частных инвестиций в проект составил более $100 млн. Среди инвесторов — компании «Русский стандарт», «Итера», «Северсталь-групп», «ТройкаДиалог», Роман Абрамович и другие. И через год будет набран первый курс из 50 студентов по классической программе МВА fulltime на английском языке в Высшей школе менеджмента СПбГУ (в рамках нацпроекта «Образование»). Значит, региональному жителю по-прежнему придется ездить в столичные бизнес-школы? Или, на худой конец, в другие наиболее активно развивающиеся центры бизнес-обучения - Екатеринбург, Магнитогорск и Пермь (по данным Begin Group)? Особой разницы в уровнях бизнес-образования в Москве и регионах я не вижу, – говорит Игорь Зорин. – Москва и Санкт-Петербург географически расположены выгоднее и уже в силу этого привлекают больше слушателей из регионов. При немного отличающемся качестве, цены у нас намного ниже столичных. - Наконец, обучение в региональной школе, например, по программе МВА при выравнивающемся качестве - выгодно: стоимость обучения в два раза ниже, нет больших расходов на поездки, - убежден директор ижевского МВА-Центра Денис Гончаров. – Еще одно из преимуществ - это знание среды региона, специфики местного бизнеса. Причем контакт преподавателей со слушателями МВА-программ не ограничен рамками образовательного процесса, он часто перерастает в консультирование, мониторинг. Штучное региональное обучение особенно востребовано в области бухучета, налогообложения и аудита, управления предприятием, организации продаж, управления персоналом.
«Вполне закономерно, что активнее всего учатся в тех сферах, где выше конкуренция, - комментирует директор Центра психологии управления «Премьер» Игорь Зорин. - Обучают там, где необходимость новых технологий встроена в бизнес-процесс. Поскольку продажи - основной бизнес-процесс, спрос на программы, касающиеся сбыта, всегда высок. Наряду с этим в дальнейшем будут развиваться управленческие поединки, коучинг и тренинги личностного роста». Кто же сегодня платит за свое образование? В этом вопросе мнения специалистов разделились. С одной стороны, еще пару лет назад предприятия чаще всего оплачивали обучение своих сотрудников, то в 2006 году, по мнению Дениса Гончарова, возросло количество людей, которые сами готовы платить за знания: - Они нацелены на карьеру и знают что хотят. И можно быть на 99% уверенным, что после обучения программе делового администрирования карьерный и профессиональный рост обеспечен. Хотя бы тем, что на рынке труда цена сотрудника, прошедшего дополнительное обучение, резко возрастает.
Игорь Зорин из «Премьера» заметил несколько другую ситуацию. На его взгляд, в 2005 году существовала тенденция к увеличению спроса на образовательные услуги со стороны физических лиц: люди стремятся быть более независимыми на рынке труда. Это прежде всего менеджеры высшего звена. Однако сегодня акцент в бизнес-обучении постепенно переходит в сторону корпоративных заказов как в Москве, так и в регионах. Сами образовательные программы становятся более специализированными и адаптированными к требованиям конкретного заказчика: - Корпоратив будет развиваться и в дальнейшем. Это логично: таким образом можно выстроить образовательную программу под потребности конкретного бизнеса, в результате компания несет меньшие издержки в расчете на одного обученного. Корпоративное обучение позволяет не только развить профессиональные навыки, но и создать командный дух. В Школе менеджеров «Рост» не отдают приоритета какой-то одной тенденции, считая, что «у каждой компании свои задачи и своя стратегия развития». Маленькие и быстрые В Ижевске, справедливости надо заметить, на острие спроса тоже находятся краткосрочные программы. По словам Дениса Гончарова, на их долю приходится до 75% всех программ бизнес-образования Удмуртии. Именно они удовлетворяют потребность в самых ходовых темах для местных предпринимателей. Как правило, «краткосрочка» нацелена на подпитку уже сложившихся специалистов актуальной информацией или на знакомство неспециалиста с интересующей его темой. - Краткосрочные программы помогают бизнесу решать актуальные задачи, быстро реагируя на возможные проблемы. Вы спросите, что можно успеть сделать за несколько дней? Оказывается, очень много, - говорит Игорь Зорин, - Можно получить знания и новые практические умения... Можно пересмотреть всю свою жизнь, свою «картину мира»... Клиенту нужно оторваться от работы на небольшой промежуток времени, ухватить и с понедельника начать уже внедрять полученное в компании. В этом и состоит особенность бизнес-образования – его 100% прикладная направленность. Дело не в том, чтобы просто получать новую информацию. Эффективность обучения зависит от того, насколько успешно менеджер сможет «связывать» полученную информацию и применять эти знания на рабочем месте. Деньги, вложенные в обучение, должны давать быструю отдачу. Сегодня это главное. Компании стали более экономно распоряжаться своими бюджетами, и возврат инвестиций является для них приоритетом.
В школе менеджеров «Рост» называют 2007 год переломным в отношении краткосрочных программ, поскольку уже сейчас руководители компаний начинают понимать важность системного обучения и искать такие программы, которые могли бы дать необходимые знания управления бизнесом в системе. Такая тенденция стала заметной только сейчас, хотя появилась гораздо раньше – в Екатеринбурге, Саратове, Перми. Интерес возрастает к средне- и долгосрочным образовательным программам с серьезной теоретической базой, происходит смещение центра тяжести с сиюминутной конкретики на стратегические знания и умения. А это уже поле деятельности крупных игроков. Mister MBA В долгосрочном сегменте при сохранении общей положительной динамики наблюдался рост МВА - для этой программы в Удмуртии сформировались очень благоприятные условия. Динамику спроса формируют не только физические лица, но и целые компании. Эта программа считается фирменным блюдом нескольких бизнес-школ Удмуртии. Они могут предложить от полноценных классических программ МВА до усеченных и сконцентрированных вариантов mini. На выбор оказывают влияние финансовые возможности потенциальных участников программ. Прямые инвестиции в хорошую программу обучения сопоставимы с ценой автомобиля, измерить нефинансовые вложения – еще сложнее. К примеру, стоимость обучения в МВА-Центре, ижевском представительстве МИМ ЛИНК колеблется от 295 тысяч до 320 тысяч рублей. Это выше, чем в среднем по соседним регионам. Ведь согласно исследованию компании BEGIN GROUP в 2006 году, бизнес-образование дороже в Екатеринбурге, Перми, Самаре (от $9,2 тыс. и более), а самое доступное – в Новосибирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске (до $6 тыс.). По мнению ряда специалистов из Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), недалек тот день, когда российские менеджеры поедут за знаниями из Москвы на периферию. Во-первых, с целью экономии, во-вторых, за хорошими методиками и адекватными наставниками. А пока все происходит скорее наоборот. Хотя, по словам Дениса Гончарова, стоимость этого образовательного продукта региональных компаний на 15% ниже, чем в столице, и результат не хуже московского. - В целом сегодня можно говорить о том, что аудитория становится более подготовленной и соответственно более требовательной, – говорит Денис Гончаров. - Сегодня на программу МВА приходят люди, которые знают, чего хотят, имеют опыт управленческой деятельности. Приходя на программу МВА, слушатели берут достаточно высокий старт: им уже не нужно рассказывать основы менеджмента и маркетинга, для них важнее новые знания в той или иной сфере. Неважно из какого бизнеса пришли студенты – МВА в этом смысле универсальна. Это могут быть строители, представители СМИ, руководители высокотехнологичных и промышленных компаний. Однако если подсчитать число удмуртских менеджеров с дипломами МВА, получится ничтожно малая цифра – менее 3%. А то и меньше. Кстати, по подсчетам экспертов, потребность российского бизнеса в выпускниках МВА составляет 3,5-4 млн. человек. Есть и другая проблема - преподавательский состав. По общему мнению, работать на программах MBA должны специалисты, владеющие солидным теоретическим багажом и одновременно имеющие опыт работы в реальном, «живом» бизнесе или консалтинге.
По словам Игоря Зорина, «преподаватели MBA должны быть лучшими из лучших. Но возникает вопрос, как это определить? Для качественного обучения не подходят ни маститые вузовские профессора, ни подучившиеся консультанты. Недостаток преподавателей-практиков, которые могли бы дать не просто знания, а скорее развить умение действовать в различных ситуациях бизнеса, очевиден». Совершенно другой продукт - mini-MBA – не является альтернативой MBA. Это особая программа, которая дает системное образование, ориентированное на менеджеров среднего звена. В России первая программа mini-МВА появилась совсем недавно. Первопроходцем стала Русская Школа Управления. В Ижевске такой продукт предлагает официальный партнер РШУ - Школа менеджеров «Рост». Всего за полгода учебы и за 208 академических часов учебной нагрузки в свободное от работы время участникам предлагается освоить навыки личной эффективности, познать особенности управления маркетингом, разобраться в финансовых вопросах, бизнес-процессах и попытаться проникнуть в такую новую отрасль бизнеса, как управление проектами. Mini-MBA не из дешевых программ – за полгода обучения нужно заплатить больше $4,5 тысяч. Каждый участник рынка бизнес-обучения норовит подтвердить свои программы различными сертификатами и аккредитациями. Иногда достаточно поднять стоимость за обучение, чтобы появилась видимость качественной услуги. Существует даже мнение, что бизнес-образование должно носить многопрофильный, разноуровневый характер – городам и поселкам Удмуртии, где есть свои заводы, магазины, кафе и банки, нужны разного уровня менеджеры. Топ-менеджеры и финансовые директора крупных компаний готовы платить большие суммы за качественное обучение и потому выбирают рейтинговые заведения. А остальные менеджеры, которые не входят в разряд «топ»? Они не могут себе позволить поехать в Москву, Санкт-Петербург, для них это очень дорого. Получается, им нужны свои бизнес-школы, свои программы МВА. Выбирают программу MBA, как правило, топ-менеджеры крупных компаний и владельцы собственного бизнеса. Их средний возраст равняется 30-35 годам. Но, по наблюдениям Дениса Гончарова, сегодня очевидна тенденция омоложения такого рода студентов. Это связано с тем, что люди раньше начинают целенаправленное строительство собственной карьеры, стремительнее продвигаются вперед и быстрее приходят к мысли о необходимости усовершенствовать свои навыки.Как заметил Игорь Зорин, все чаще бизнесмены Удмуртии отправляют учиться МВА собственных детей.
Резюмируем. Период экстенсивного роста рынка бизнес-образования Удмуртии завершен. В республике сегодня начитывается более десятка структур, предлагающих разнообразные образовательные программы для бизнеса – от простых тренингов до MBA. Однако спрос на них пока не дорос до предложения. И хотя лед еще не тронулся, у местных предпринимателей популярны краткосрочные тренинги и семинары по продажам, налогообложению и аудиту, управлению предприятием и персоналом. За 2006 год немного поднялся уровень цен на них – чуть больше, чем пределы инфляции. Темп роста рынка сохранится, а спрос на обучение увеличится за счет корпоративных программ в краткосрочном сегменте. Больше людей будут учиться за свой счет мастерству делового администрирования. Новых игроков, предлагающих МВА, на местном рынке особо не ждут, хотя их появление полностью исключить нельзя.
Евгений Крылов, газета "Бизнес-класс"