- Публикации
- Статьи по управленческой борьбе
Интервью с Тарасовым. Куда дрейфуют российские бизнес-производители?
КУДА ДРЕЙФУЮТ РОССИЙСКИЕ БИЗНЕС-РУКОВОДИТЕЛИ
- Какой будет доминирующая потребность-проблема российских руководителей в ближайшем будущем?
- Страна стоит перед выбором, от которого в какой-то степени зависит, то, каким быть руководителю. Суть в том, по какому пути пойдет новая власть. Пойдет ли она по пути приватизационной амнистии, или по пути переприватизации. Пока выбор не очевиден. Если развитие событий пойдет по пути амнистии, то ситуация в стране изменится очень мало. Однако усилится социальный пессимизм, что более, чем плохо.
Если же развитие пойдет по пути переприватизации, то возникнут ситуации передела власти и собственности, нестабильности. Сильные руководители попробуют продвинуться вперед, получить больше, так как появятся новые возможности.
Это первое, что ждет руководителя.
Параллельно идет движение навстречу мировому рынку. Предприятия все больше выходят на мировой рынок, а западный предприниматель приходит сюда. И то, и другое, двигает нашего руководителя и его фирму к необходимости соответствия общемировым условиям. А это означает большую взаимозаменяемость людей ("человек не нужен - человека за борт", взял нового), стандартизацию кадровой политики, стандартизацию отношений с людьми… Перемены уже начались, потому что пора нестандартных отношений, когда на работу брали родственников и знакомых, уже давным-давно позади. Сейчас у перемен появятся новые, более западные черты. В этом смысле решающее значение сегодняшней тенденции подбора команды, наличие которой считается большим богатством для компании, будет несколько снижаться, поскольку возрастет взаимозаменяемость людей.
- Каких конкретных шагов потребует от руководителя происходящее?
- От него потребуется четкое разделение, что является в его работе рутиной, а что - нет. Что стандартизировано и делается единообразно, а что требует креативности. Руководитель должен прийти к такому положению вещей, когда уже есть поставленные процессы, работа идет по накатанным рельсам, он не вмешивается и занимается только той оставшейся частью, где нужно делать что-то новое. На первый план резко выдвинется и станет жизненно важным создание и поддержание осознанного и внятного конкурентного преимущества.
В этом смысле ему придется стандартизировать и собственное времяпрепровождение, сейчас же он работает "под настроение". Надо сказать, что этот процесс не каждому руководителю по душе. И потому, если сегодня многие хотят быть руководителем, то завтра этого может захотеть далеко не каждый. Посмотрите, процесс "не хочу быть предпринимателем" уже пошел. Раньше очень и очень многим хотелось стать предпринимателем. А сейчас появилось довольно много людей, которые хотят быть менеджерами, но не предпринимателями. Потому что стала видна обратная сторона предпринимательского хлеба, прежде всего, связанная со стрессами, опасностью для здоровья и опасностью физической (которая сейчас, к счастью, снижается, но опасность здоровью остается).
Стезя предпринимателя чревата разного рода перепадами, а хочется стабильности... Какая-то часть предпринимательства уже откололась и перешла в менеджеры. Вскоре и топ-менеджерами далеко не все будут хотеть стать, предпочтут быть специалистами или свободными художниками.... Значит, наши руководители расслоятся на тех, кто хочет быть руководителем и кто уже не очень хочет, но должен.
- А что произойдет во взаимоотношениях руководителя и сотрудников?
- Эти процессы потребуют от руководителя перехода на политические методы управления. От административного, классического менеджмента, к политическому. Политическое управление - это управление имиджами фактов, а не фактами. Политика факты и реальные события мало интересуют, его интересуют имиджи фактов и событий. Это для него тот материал, из которого он строит новые имиджи и так далее. Именно потому, что политика опирается на имиджи, а не на факты, человек, успешный в бизнесе, как правило, не успешен в политике и наоборот. Это две разные реальности, два разных менеджмента.
Теперь руководитель должен становиться все больше политиком. Основой этого процесса является неуклонное перетекание капитала из материальной в нематериальную (интеллектуальную и имиджевую) форму и, в частности, в головы наемный работников, которые все более становятся фактическими совладельцами, а не "пролетариями умственного труда". Чем дольше работает работник в фирме, тем дальше он дрейфует в этом направлении. Отсюда и неизбежный переход от административных к политическим методам управления работниками "как фактическими совладельцами". "Совладельцев" же менять не так просто. Выходом из этого противоречия между необходимостью потенциальной взаимозаменяемости и сложностью фактической замены может оказаться фактическое сокращение средней продолжительности работы среднестатистического работника в одной и той же фирме.
15 ноября 2003г.