Столярова и Першина "Сам себе презентация"

Сам себе презентация Текст: Татьяна Столярова & Олеся Першина Самопрезентация – это умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится нам, но привлекателен для окружающих. Отточить искусство самопрезентации, освоить инструментарий создания имиджа и техники самоподачи, можно и не платя денег за пафосные тренинги. Стоит лишь прислушаться к себе. И к нашим советам. Компетентное мнение Игорь Зорин, психолог: – Когда слышишь слово «подать», обычно представляешь, как официант выносит какое-нибудь блюдо в ресторане. Хорошее сравнение. От того, насколько красиво нам подадут этот продукт кулинарного искусства, во многом будут зависеть наши аппетит и настроение. Вспомните, как подают себя звезды на сцене. Было бы занятно увидеть Кобзона в растянутой футболке, а Децла в белоснежном смокинге. Так, если молодой человек придет на собеседование для устройства на работу менеджером по продажам с красным ирокезом на голове, его, мягко говоря, не поймут. Когда рождается четкая картина самопрезентации, появляются легкость и уверенность, осознание собственной силы. Музыка тела пела и пела Негласно очень важным в самопрезентации считается язык тела. Молодые соискатели даже не догадываются, как много информации о них можно почерпнуть исходя из невербальных сигналов: мимики, жестов, телодвижений. То, как вы открываете дверь, держите осанку, садитесь на стул – профессионал подметит и сделает соответствующие выводы. Практика показывает, что работодатели охотнее прощают безвкусно подобранный гардероб, но если вдруг им покажется, что соискатель ведет себя развязно или, напротив, слишком неуверенно – пощады не жди! Для того чтобы научиться правильно держать себя, не нужно становиться трехкратным чемпионом России по спортивной гимнастике или заслуженным артистом балета. Достаточно пары репетиций перед зеркалом, правильного дыхания и внутреннего спокойствия. Грамотный собеседник по вашей позе всегда сумеет определить, говорите вы правду или лукавите, боитесь или ведете себя нагло, готовы к действию или вам все надоело. Поэтому при подготовке к интервью с работодателем психолог Элери Сэмпсон советует ознакомиться с перечнем положительных и отрицательных сигналов, влияющих на формирование впечатления о вас. Положительные сигналы: 1. Сидите (стойте) прямо, немного подавшись вперед, с выражением подлинного интереса на лице. 2. Во время разговора спокойно и уверенно смотрите на говорящего. 3. Фиксируйте на бумаге ключевые моменты беседы. 4. Слушайте собеседника в «открытой позе»: руки на столе, ладони вытянуты вперед. 5. Используйте «открытые жесты»: руки открыты или подняты вверх, словно вы растолковываете какую-то мысль своим коллегам. 6. Улыбайтесь и шутите, чтобы снизить напряжение. Отрицательные сигналы: 1. Вы ерзаете на стуле. 2. Смотрите не на говорящего, а разглядываете потолок или вывески за окном. 3. Чертите бессмысленные линии. 4. Отворачиваетесь от собеседника и избегаете встречаться с ним взглядом. 5. Скрещиваете руки на груди и забрасываете ногу на ногу (защитная поза). 6. Используете закрытые, угрожающие жесты, например, машете указательным пальцем, дабы отстоять свое мнение. 7. Сидите с безучастным видом, ворчите или скептически ухмыляетесь. Наклоненный вперед корпус и заискивающая улыбка однозначно будут восприняты как признаки подхалимажа. Если человек говорит неправду, его глаза бегают, он бессознательно трогает лицо руками. Если он не верит говорящему, то может потирать мочку уха. Дорогой бриллиант дорогой оправы требует? Не забудьте о таких «говорящих» деталях, как одежда, аксессуары, прическа. Пословицу «по одежке встречают» еще никто не отменял (в России зачастую по ней и провожают). Рекрутер крупного московского агентства по подбору персонала жаловался однажды, что некоторые молодые люди неадекватно воспринимают термин «презентабельный внешний вид», подразумевая под ним безразмерно широкие штаны, майку с неприличными надписями и прогрессивно-зеленый цвет волос. В одежде следует обращать особое внимание на силуэт. «Высокостатусным» считается тот, что приближается к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» и, следовательно, вызывающим меньшее доверие, – силуэт, приближающийся к шару. В ситуациях неформального общения существует обратная тенденция – официоз воспринимается хуже милых и домашних вещей. Вторым фактором в одежде, отмеченным как признак статуса, является ее цвет. Значения цветов различаются в разных культурах. В европейских странах существует негласное правило – чем ярче и насыщенней цвет, тем ниже предполагаемый статус. Третьим фактором в формировании «статусного» впечатления считается цена одежды. Многие кандидаты полагают, что дорогая и стильная одежда придаст им на собеседовании внушительность и дополнительный «вес». Это не совсем так. Независимо оттого, что на вас надето, опытному интервьюеру обычно требуется менее десяти вопросов, чтобы определить ваш реальный социальный статус, приблизительный уровень доходов, образование. Поэтому значение имеет не стоимость вашей одежды, а ее соответствие принятым в организации и обществе стандартам. Гораздо большее внимание следует уделить обуви. Вопреки распространенным стереотипам, именно по обуви интервьюеры делают далеко-о идущие выводы и предположения относительно кандидата. Мораль проста: собираясь куда-либо, нужно очень точно оценить ту обстановку, которая вас ожидает, и предугадать впечатление, которое вы можете произвести. Если материальное положение не позволяет вам выглядеть так, как хотелось бы, не огорчайтесь. Сделайте основную ставку на скромность и опрятность. Это приветствуется абсолютным большинством работодателей. Аккуратность в одежде у них очень часто ассоциируется с опрятностью в делах (это далеко не всегда соответствует действительности, но разуверять их в этом мы пока не будем). Очковтирательство, или «свой» среди «чужих» Постарайтесь максимально соответствовать корпоративному стилю, который принят в данной организации – вы должны выглядеть «своим» для будущих коллег. Вспомните клич Маугли: «Мы с тобой одной крови...». Ваша одежда должна демонстрировать нечто подобное. Отдельные детали во внешнем облике могут значительно воздействовать на формирование первого впечатления. Так, длинные волосы у мужчин наделяют их обладателя в глазах окружающих некой артистичностью, склонностью к умственному труду. Короткая стрижка, напротив, наводит на мысли о спортивных занятиях. Стрижка «под бокс» однозначно причисляет ее обладателя к «братве». Человек, носящий очки, окружающим представляется более интеллигентным, трудолюбивым, надежным, и в то же время в меньшей степени наделенным чувством юмора, чем он же, но без очков. Положительное воздействие «стеклышек» широко используется в деловом мире, где многие носят очки без диоптрий (и без затемнения) только для того, чтобы произвести благонадежное впечатление. Зона риска Для благоприятной оценки окружающих важно научиться мизансценироваться в пространстве. Существует несколько пространственных зон, правильно располагаясь в которых, мы можем «успокоить» собеседника, а, следовательно, вызвать его положительную реакцию. Различают интимную зону (от 15 до 45 см), в которую разрешается проникать только лицам, находящимся в тесном эмоциональном контакте с человеком. Личная зона (от 45 до 120 см) используется при обыденном общении со знакомыми людьми. Это дистанция приемов и официальных вечеринок. Социальная зона (от 120 до 400 см) – расстояние, на котором лучше всего общаться на официальных встречах с посторонними людьми. Наконец, общественная зона (более 4 м) удобна при общении с большими группами людей; и лектору, и слушателям комфортнее воспринимать друг друга с этой дистанции. Нарушить интимную зону можно по трем причинам: если человек является вашим родственником или близким, если вы находитесь в общественном транспорте, лифте или очереди, и если вы проявляете агрессивные намерения. Поэтому при собеседовании или официальной встрече нарушать интимную зону не рекомендуется категорически! Когда вы совершенно искренне и дружелюбно прикоснетесь к руке или обнимете человека, с которым только что познакомились, это может вызвать у него отталкивающую реакцию; пусть вам даже будут улыбаться, делая вид, что все в порядке, чтобы вас не обидеть. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется Темп и манера речи, громкость голоса, интонация и четкость произношения – это то, на основании чего мнение о вас сложится в первые минуты разговора. Темпоритм речи желательно стараться сдерживать, чтобы он был спокойным. Без излишней экспрессии. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью», – говорил К. Станиславский о различии восприятия быстрой и размеренной речи. Поэтому если хотите, чтобы к вашим словам прислушивались, не торопитесь и не тараторьте. Однако, с другой стороны, быстрая речь воспринимается более убедительно, поэтому в особо важных моментах лучше ускорить ее темп. Вы должны говорить весомо и уверенно – как опытный специалист, знающий себе цену. Нерешительного человека можно узнать по его невнятным высказываниям, изобилующим эвфемизмами, смягчающими речь: «достичь определенных успехов» вместо «стать лидером», «не очень рад» вместо «разозлился». Создают впечатление неуверенности и так называемые квалификаторы: «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему». О говорящем так кандидате складывается мнение как о человеке слабом, непригодном для серьезной и ответственной работы. Понижают впечатление также самоуничижительные высказывания типа «я не оратор», «я еще малоопытный специалист», «я – человек новый». Если хотите проверить, как вы умеете вербально преподносить себя, запишите собственную речь на магнитофон, а затем прослушайте запись. Обычно даже опытные топ-менеджеры при прослушивании своих самопрезентаций досадливо морщат лоб. Что уж говорить о вчерашних выпускниках и студентах? При необходимости подкорректируйте свою речь в сторону большей решительности и определенности. Главное – будьте искренни. Любая фальшь заметна и играет против вас. Локус-покус Помимо внешних признаков, нужно обязательно работать над содержательной частью своего мироощущения. Ведь если вы выработаете стиль и будете соблюдать все условия эффективной самопрезентации, при этом мало понимая, что же вам, собственно, нужно от других, и не умея это ясно выразить – успеха добиться вам вряд ли удастся. Интервьюеры, имеющие хорошую психологическую подготовку, будут стремиться выяснить ваш локус контроля. Локус контроля бывает внешним и внутренним. Человек с внешним локусом склонен приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам; человек с внутренним – собственным способностям и усилиям. На практике локус проверяется такими вопросами: «Как вы планируете свою работу?», «По каким признакам вы оцениваете качество выполненной работы?». Соискатель с внутренним локусом обычно отвечает: «Я приду, проверю, изучу и т.д.». Он указывает, что он лично спланировал, с кем договорился, чего не принял во внимание. То есть всегда присутствуют местоимение «я» и активный глагол «делаю». А человек с внешним локусом будет рассуждать о влиянии тех или иных факторов на результат его работы. Оценку своей деятельности он начнет искать во внешних проявлениях (погода испортилась, поставщики товар вовремя не завезли). Соискатель с ярко выраженным внутренним локусом – отличный управленец. Он способен брать на себя ответственность за свои действия, сам может ставить себе задачи и выполнять их. А кандидат с внутренним локусом, напротив является хорошим исполнителем. Он не может работать длительное время в условиях постоянной нестабильности. Зато он может быть блестящим аналитиком, экспертом. Но на руководящую должность, которая требует быстрых конкретных решений и действий, такого специалиста не возьмут. В зависимости от должности, на которую вы претендуете, во время собеседования обязательно анализируйте и корректируйте свою речь в соответствии с вышеизложенными принципами. Татьяна