Ася Барышева. Тренинг как зеркало российского бизнеса. slonbest.ru

     С точки зрения стороннего наблюдателя тренинг воспринимается как что-то среднее между традиционным семинаром, где четко поделены роли преподавателя и слушателей, и активным групповым обсуждением, где каждый может свободно высказать собственную точку зрения. Переход от директивного к демократическому стилю в бизнес-обучении, как нам кажется, отражает и некоторые закономерности российского бизнеса в целом.
     Небывалый спрос на тренинги и краткосрочные семинары различных направлений поражает даже самых "бывалых" специалистов рынка бизнес обучения. Сегодня никого не удивишь фразой: "Мы провели тренинг для своих сотрудников". Скорее стандартным подходом является фраза: "Мы провели для своих сотрудников несколько тренингов в области продаж. Теперь хотим по тайм-менеджменту" (варианты последней фразы отражают потребность именно в специализированных знаниях). Тренинг стал модным, популярным и наиболее продаваемым типом семинара.
     В таком отношении, как нам кажется, отражаются несколько тенденций, характеризующих российский бизнес в целом. Во-первых, изменилось отношение к обучению в целом. Установка, что "учиться - это хорошо", перестала быть стандартной фразой для поддержания разговора, а получила вполне понятный экономический смысл. Чем больше знают и умеют сотрудники компании, тем больше прибыль организации. Изменение отношения к идее обучения привело к закономерным изменениям внутри компании.
     Сегодня (ура, наконец-то!) крупные российские компании планируют обучение и закладывают в бюджет расходы на проведение семинарских и консультационных занятий. Если 10 лет назад потребителями на этом рынке выступали, в основном, крупные западные компании, то сегодня к ним присоединились крупные и средние российские компании. Причем приятным является тот факт, что обучение перестает быть хаотическим и авральным ("сбыт падает, виноваты продавцы, давайте их обучать"), а становится все более обдуманным, системным и ориентированным на долгосрочные цели.
     Ресурсы, которые недостаточно используют российские компании, как нам кажется, лежат в следующих областях: налаживание тесной связи обучения со стратегическими задачами компании (для того, чтобы связать, их надо разработать); налаживание эффективной системы внедрения полученных знаний в реальную работу (мало знать, необходимо делать); а также построение системы обучения, использующей не только внешние, но и внутренние возможности (В любой компании есть люди, чьи знания являются уникальными для данной отрасли. Необходимо только организовать этот процесс передачи знаний всем остальным сотрудникам).
     Во-вторых, повысилась избирательность к тем методам обучения, которые использует преподаватель или тренер, в процессе обучения. Приобрели заслуженную популярность интерактивные формы обучения, к которым относится и тренинг.
     Сегодня очень часто руководители выбирают именно тренинговые формы обучения, позволяющие слушателям получить не только теоретические знания. но и навыки практической повседневной работы. Ведь только в этом случае обучение приносит запланированную прибыль.
     Следующим шагом, возможно, станет согласованное использование услуг нескольких компаний, предлагающих различные методы обучения. Лекционный вариант - когда высока потребность в информации; тренинговый - когда необходимо сформировать навык; самостоятельное обучение с использованием методических материалов - когда есть высокая мотивация и нет времени на групповую работу; консультационный режим - когда задача должна решаться с учетом специфики компании.
     В-третьих, повысился уровень профессионализма в своей области бизнеса. Еще 10 лет назад любое знание из области менеджмента и маркетинга было новым, а примеры из жизни западных компаний воспринимались как что-то святое и неприкосновенное. Сегодня слушатели часто говорят: "Да, это мы знаем, и это знаем, а поясните, пожалуйста, вот этот момент".
     Всеобщая волна обучения захватывает не только самых активных, но даже вялых, пассивных и равнодушных. При этом удивительно, что если занятие проходит успешно, то жажда профессионального роста вселяется и в ту часть аудитории, которая воспринимала необходимость обучения с прохладцей. Конечно же, уровень профессионализма резко колеблется в зависимости от корпоративной культуры фирмы. И одним из ресурсов любой организации является создание атмосферы, стимулирующей людей повышать свой профессиональный уровень.
     В-четвертых, за последнее десятилетие изменилось отношение к бизнесу. В период становления российского бизнеса деятельность предпринимателя воспринималась как рискованная, опасная, но малоинтеллектуальная работа. Эти взгляды отражали реальную ситуацию. Отсутствие конкуренции и четких законодательных норм, давали возможность добиваться успеха напористым, активным и стрессоустойчивым бизнесменам.
     Сегодня одного напора явно недостаточно, сегодня успех зависит, в том числе, и от умения системно воспринимать и анализировать ситуацию, умения эффективно принимать решения, умения формировать сплоченную команду и воздействовать на людей, работающих в этой команде. Скорее всего, пальму первенства смогут сохранить менеджеры, сочетающие в себе напор для достижения личных целей и умение понимать потребности других людей (деловых партнеров, подчиненных, клиентов).
     В-пятых, изменилось отношение к собственной работе и карьере. Сильная зависимость подчиненных от начальства, эффективная в ситуациях несложной и привычной работы, но парализующей работу фирмы в кризисных ситуациях, сменилась большей активностью и ответственностью равноправных членов управленческой команды.
     Сегодня сформировалась прослойка менеджеров, умеющих развивать свой бизнес в рамках определенной компании. Сотрудников такого типа отличает четкое понимание собственных целей, высокий уровень активности, умение находить нетрадиционные решения и умение нести ответственность за их осуществление.
     Привычная российская мечта о том, что придет хороший дядя, и, наконец, все будет хорошо, сильно тормозит процесс становления зрелой личности в бизнесе. Вместе с тем, развитие рынка медленно, но верно стимулирует позитивные личностные изменения - изменениям в сторону взросления. Менеджер, обладающий зрелым отношением к жизни, способен быть активным, творческим, ответственным и, главное, получающим удовольствие от процесса работы.
     Получение удовольствие от процесса работы - еще неосвоенный ресурс для российского менеджмента. Но и этот рубеж не за горами. Мы знаем лишь одну компанию, которая провела у себя семинар "Как быть счастливым", но надеемся, что скоро таких компаний будет сотни и тысячи.
     Популярность тренинга отражает потребности рынка - потребности в менеджерах, обладающих высоким уровнем профессионализма в своей отрасли, широким диапазоном знаний в общих вопросах менеджмента и зрелым отношением к жизни. В свою очередь тренинговые методики помогают двигаться в заданном направлении. Радикальные изменения еще впереди!
     Впервые материал опубликован в 2000 г. в пилотном номере журнала
"ТОП (тренинг, организация, перспективы)".