Наталья Бесогонова. Таллинская школа менеджеров
Управленческие технологии Таллинской школы менеджеров, основанной Владимиром Константиновичем Тарасовым, известны своей уникальностью и популярны не только в России, но и в странах Европы и в США. В нынешнем году Таллиннской школе исполнилось 20 лет. Технологии управления, созданные В.К. Тарасовым, оказались универсальными. О феномене Таллиннской школы менеджеров и ее создателе В.К. Тарасове корреспондент "Работы сегодня" беседует с Игорем Зориным, директором Центра психологии управления "Премьер".
"Работа сегодня": Почему В.К. Тарасова называют первым менеджером СССР?
И.Зорин: Известно, что развал СССР произошел в 90-е годы. До этого существовало огромное государство, в состав которого входила Эстонская республика. Владимир Константинович Тарасов, проживающий в г.Таллинне, был гражданином СССР. Почему его называют первым менеджером? В те годы в стране слова "менеджмент", "менеджер" были не входу. Владимир Константинович одним из первых начал создавать технологии по отбору и подготовке менеджеров. В 1984 году 15 января в местечке Вийтна под Таллинном состоялась первая деловая игра, в которой приняли участие жители Таллинна и других городов. На этой деловой игре была введена игровая валюта, которая до сих пор действует в Таллиннской школе менеджеров. Она так и называется - вийтн. Участники семинаров имеют право и возможность зарабатывать эту валюту и приобретать на нее продукты интеллектуальной собственности Таллиннской школы менеджеров, например, книги. Книга В. А. Тарасова "Персонал-технологии: отбор и подготовка менеджеров" была написана во время существования СССР и выпущена в 1989 г. в издательстве "Машиностроение". В книге описаны первые технологии Таллиннской школы менеджеров: "Паратеатр", "Вертушка общения" и другие, которые используются и сегодня. А технология "Паратеатр", как и "Искусство управленческого поединка" американскими школами управления признаются одними из лучших в мире. Эта "откатанная" технология управленческого поединка уникальна тем, что существует очень давно, она отшлифована в деталях и успешно работает. Множество модификаций этой методики уже предлагалось, но ни одна из них не прижилась. Сегодня слова "менеджер", "менеджмент" стали практически обиходными. Менеджмент - это, прежде всего, управление. Человек может являться менеджером, даже если у него нет ни одного подчиненного, ведь управлять можно не только людьми, но и временем, процессами, ресурсами.
"Работа сегодня": Как определяется менеджмент в рамках Таллиннской школы?
И.Зорин: В Таллиннской школе изначально было принято определять менеджмент, как управление людьми, а управление ресурсами - это современный, дополнительный смысл понятия. И не случайно у В.К. Тарасова кроме основных и уже легендарных тренингов "Техника перехвата и удержания управления", "Искусство управленческой борьбы", "Персональное управленческое искусство" появился новый семинар-тренинг, который называется "Управление имиджем". Этот тренинг состоит из 2 частей: первая посвящена управлению личностным имиджем руководителя, а вторая - имиджем компании. Разница в управлении этими двумя типами имиджа в том, что имидж отдельного человека - это все то, что будет формироваться лично вокруг него, где бы он ни находился и где бы ни работал. А имидж компании - более сложная структура. Сама по себе компания подобна живому организму. Поэтому имидж присущ компании как чему-то цельному, развивающемуся и работающему. Особенно у различных транснациональных компаний, где корпоративный имидж не связан с имиджем одного из нескольких руководителей или учредителей.
"Работа сегодня": На сколько все-таки далеки нынешние представления об управлении от понятий двадцатилетней давности, существовавших в СССР, когда В.К. Тарасов основал школу менеджеров? Что же явилось предпосылкой для создания уникального авторского направления в искусстве менеджмента?
И.Зорин: Владимир Константинович Тарасов - уникальный человек. По образованию он физик, изучал квантовую механику и вдруг совершенно неожиданно оказался в кругу людей, занимавшихся кадровыми технологиями. Но, видимо, жизнь продиктовала свои условия, и, закончив образование в Ленинграде, он начал работать в Таллинне. В свое время он активно сотрудничал с Таллиннским горкомом комсомола и свои первые тренинги начал проводить именно там. Потом он работал с различными государственными учреждениями, так как его технологии по отбору персонала, или кадров, как это тогда называлось, оказались очень востребованы. Ведь до 90-х годов в СССР нигде, кроме партшкол, не готовили "управленцев". Высшие учебные заведения выпускали специалистов узкого профиля: технические - инженеров, педагогические - учителей, медицинские - врачей. Никто не понимал, что из среды тех же учителей со временем должны выйти новые директора школ или начальники РОНО, из числа врачей - главные врачи, которые будут иметь к лечебному делу уже опосредованное отношение, но будут управлять медперсоналом; из инженеров - начальники цехов и т.д. К сожалению, я учился в 80-е годы, и с унынием вспоминаю, что нас к этому не готовили. Многим руководителям пришлось учиться на собственном опыте. И видимо сама эта атмосфера стала для В.К.Тарасова стимулом создания технологии по отбору персонала и продвижению менеджеров не по принципу знакомства, "кумовства", а на основе определенных достоинств личности. Без технологий, понятных и доступных, в этом деле было не обойтись, поэтому разработки Тарасова сразу стали актуальны. Владимир Константинович говорит о себе: "Я создаю такие универсальные технологии, которые упрощали бы людям жизнь". Намного сложнее было бы и управлять, и оценивать, и заниматься отбором персонала без этих простых и доступных методик. Технологии Таллиннской школы менеджеров работает много лет, так как основаны на здравом смысле и не привязаны ни к какому социальному строю.
"Работа сегодня": Владимир Константинович Тарасов называет себя социальным технологом. Можно ли сказать, что секрет его успеха состоит в знании объективных закономерностей в отношениях между людьми?
И.Зорин: Наверное, да. Наука предполагает наличие неких законов и неких исключений из общих правил, а искусство - безгранично, оно не имеет жестких рамок. И Владимир Константинович прав, когда называет свое дело искусством: искусством управленческой борьбы, искусством персонального управления. Дело в том, что отношения между людьми - малоизученная область. И крупные ученые-психологи считают, что известна пока только очень малая её часть. Люди изучают проблемы психологических установок, особенности социального поведения и приходят к выводу, что есть, конечно, определенные закономерности, но в критических ситуациях они не так ярко проявляются, а то и вовсе исчезают. А бизнес не назовешь неэкстремальным разделом поведения человека. В искусстве же нет пределов для развития, для совершенства. Ведь каждый человек уникален. И Таллиннская школа менеджеров оказывает грандиозное массовое воздействие на умы, на сознание бизнесменов многих стран своим искусным подходом к задаче управления.
"Работа сегодня": Какие новые разработки по искусству управления будет предлагать Таллиннская школа менеджеров в ближайшее время?
И.Зорин: Самым главным и самым интересным событием из тех, что будут происходить в ближайшее время, обещает стать бизнес-лагерь 2006года. Может показаться удивительным, что событие планируется на 2 года вперед, но эта особенность работы Владимира Константинович Тарасова говорит об очень высоком уровне самоорганизации человека. Идея лагеря очень активно разрабатывается в сотрудничестве с Федерацией управленческой борьбы. В этом лагере впервые будет представлена программа "Виртуальная Россия". Каждый приехавший участник бизнес-лагеря получит возможность пользоваться персональным компьютером, подключенным к сети, и сможет общаться в виртуальной реальности. И если в предыдущих лагерях участника разбивались на государства - например, "Желтые", "Красные", "Синие", то в лагере 2006 будет единая Россия, представленная разными губерниями. Планируется, что каждая губерния будет жить своей экономической и политической жизнью, развиваться, может быть, объединяться с другими губерниями. И люди, живя виртуальной жизнью, будут постигать законы экономики, взаимоотношений между людьми, искусство управления. В каждом взрослом человеке живет ребенок, который любит играть, а ничто так не развивает человека, как игра.
С этой технологией В.К. Тарасов опять оказывается впереди всех: никто еще не предлагал проведение такого глобального мероприятия с использованием современных компьютерных технологий. Посмотрим, насколько эта виртуальная Россия будет жить лучше, чем реальная.