Наталья Бесогонова. О центре психологии управления «Премьер»
Что такое управление? Искусное владение приемами и методиками, которые разрабатываются умными людьми и потом применяются по строго заданной схеме? Или управление - это философия и психология взаимоотношений, воплощенная в практике? А может быть, хорошего руководителя "делают" вовсе не теоретические знания, а только личный практический опыт? Об этом корреспондент "Работы сегодня" беседует с Игорем Зориным, психологом, бизнес-консультантом, директором Центра психологии управления "Премьер". "Премьер" занимается также продвижением управленческих искусств известной Таллиннской школы менеджеров.
«Работа сегодня»: Почему для Центра "Премьер" выбрана специализация именно по психологии управления?
И. Зорин: Хотя датой рождения Центра психологии управления мы считаем 5 декабря 2002 года, время проведения первого тренинга по психологии общения, для меня лично все началось гораздо раньше. Я управленец с 17-летним стажем, и по роду деятельности мне все время приходилось обращаться к различным книгам по психологии управления. Я сожалел, что в свое время в институте (у меня тогда было уже два высших образования: строительное и экономическое) нас не учили ничему такому, что помогло бы понять, почему люди поступают так, а не иначе, что побуждает людей к совершению действий, как эффективно вести деловые переговоры. Не учили тому, что можно применить в управленческой деятельности. Занявшись научной работой по теме "Управленческий аудит", я понял, что менеджмент примерно на 80% строится на психологии управления. Чтобы изучить закономерности, я решил получить психологическое образование и поступил в Университет на факультет психологии и педагогики. Вот уже 2 года я веду тренинги и занимаюсь управленческими технологиями. А можно взять и другую точку отсчета - 10 лет назад, когда я впервые проявил интерес к психологии управления и начал консультировать не только своих коллег, но и друзей по вопросам управленческих технологий.
«Работа сегодня»: Чем привлекла Ваше внимание Таллиннская школа менеджеров, основанная В.К.Тарасовым?
И. Зорин: С Владимиром Константиновичем Тарасовым мне довелось пересечься совершенно случайно, это произошло в 2001 году, когда он приезжал в Ижевск и проводил здесь свой легендарный тренинг "Техника перехвата и удержания управления". Он произвел на меня тогда неизгладимое впечатление своей технологией и своей собственной личностью. Он удивительный, уникальный человек. Кроме того, что он просто умен и талантлив, он очень тонко чувствует, что происходит с непосредственным и с дистанционным управлением, меня этот человек покорил. И тогда возникла мысль, заняться технологиями, которые есть в Таллиннской школе менеджеров. Решение вынашивалось довольно долго, и только в 2004 году я приобрел лицензию Таллиннской школы и начал активно продвигать технику перехвата и удержания управления, искусства управленческой борьбы и начал заниматься непосредственно управленческими поединками. Но это все лишь одна из технологий нашего Центра. Я сам, кроме краткосрочного обучения, то есть проведение тренингов, занимаюсь бизнес-консалтингом.
«Работа сегодня»: Какие процессы в развитии предприятия помогает выявить и упорядочить бизнес-консалтинг?
И. Зорин: Бизнес-консалтинг предполагает работу в нескольких направлениях. К сожалению, многие предприятия не определяют для себя, ради чего они работают и для чего эта компания когда-то была создана. Мы вместе с руководителями предприятий начинаем осознавать необходимость создания такого важного элемента, как миссия предприятия. Потом занимаемся обозначением различного рода стандартов, которые, как неписаные законы, существуют в мыслях руководителя, но всякий раз нехватка времени не позволяет их изложить на бумаге, прописать. Иногда выясняется, что недостаточно четко прописана стратегия развития предприятия. Мы помогаем сформировать, а если необходимо, то и создать - корпоративную философию, культуру. Когда мы исследуем систему управления на предприятии, выявляются разные неожиданные моменты, в том числе, наличие информационных тромбов. Очень важно понять, на каком из участков цепочки передачи информации от руководителя к персоналу компании возникает сбой, и информация либо не доходит до многих исполнителей, либо проходит через призму сознания одного из сотрудников и поступает дальше в совершенно искаженном виде. Кроме этого мы занимаемся оценкой персонала и аттестацией. Аттестация - это прежде всего некий плановый процесс, в итоге которого мы оцениваем, насколько человек соответствует занимаемой им должности. А оценка персонала, включающая в себя и аттестацию, помогает выявить наиболее вероятные пути развития сотрудника. В любом случае, работающий человек находится в процессе развития, и с помощью наших оценочных персонал-технологий можно определить вектор направленности его личности и затем оптимальное для человека русло деятельности в их компании.
«Работа сегодня»: Какие векторы существуют, и почему так важно определить направленность личности для того, чтобы спрогнозировать перспективы развития специалистов?
И. Зорин: Различает 3 вектора направленности личности в бизнесе: на деньги, на людей, и на имидж или власть. Есть люди, для которых главная цель деятельности - зарабатывание денег. Из таких людей "вырастают" бизнесмены. Люди с направленностью на общение, установление хороших взаимоотношений - это педагоги, врачи, журналисты. На имидж и власть очень сильно ориентированы те, кто занимается политикой. Этот вектор направленности обязательно должен присутствовать у руководителей разных уровней. Не существует руководителя без имиджа, и чем этот имидж привлекательней, тем успешнее его обладатель. При определении вектора направленности иногда открываются неожиданные моменты: в человеке, всю жизнь работавшем с деньгами, выявляется вектор направленности на людей. Такой сотрудник подойдет, например, на роль менеджера по управлению персоналом , и перед человеком откроются новые перспективы развития. Для руководителя же очень важно иметь все 3 вектора направленности. Поэтому мы изучаем прежде всего управленческий персонал, топ-менеджеров и менеджеров среднего звена. Для руководителя фирмы очень важно иметь вектор направленности на деньги. Без этого вектора бизнес рано или поздно обязательно начнет разваливаться даже при удачно подобранной команде управленцев, потому что тормозящим элементом окажется сам руководитель.
«Работа сегодня»: Какие тренинги Вы порекомендовали бы пройти руководителям для совершенствования управленческих навыков?
И. Зорин: Мы предлагаем различные тренинги. Основным, после управленческих поединков, я считаю тренинг влияния и противостояния влиянию. Любой руководитель должен владеть одним-двумя приемами влияния. Видов влияния существует достаточно много, начиная от таких варварских как нападение, угроза и заканчивая довольно цивилизованными, такими как Сократовский диалог, перелицовка аргументов. Есть еще пограничный способ - это манипуляция. И понятно, что манипуляция применяется руководителями чаще всего. Если человек знает движущий мотив своего собеседника, он может им манипулировать. Например, если сотрудника больше всего интересует оплата его труда, отношение с ним следует выстраивать, четко обговаривая, за что и сколько он будет получать. А если человек явно устраивается на работу по принципу "лишь бы где-нибудь работать и что-нибудь зарабатывать", руководителю есть, над чем подумать, и тоже есть, чем манипулировать.
В начале тренинга мы проводим философскую дискуссию на тему: этично ли манипулировать людьми? В итоге приходим к выводу: этично это или нет, но бизнес без манипуляции не обходится, потому что на сегодняшний день это наиболее эффективный способ влияния. Другими же приемами цивилизованных форм воздействия люди у нас пока не владеют. Наша задача - показать на тренинге эти способы, они существуют и, зная их, можно обходиться и без манипуляции. Другое дело, что люди манипулируют бессознательно и, за редким исключением, манипуляция присутствует везде. Цивилизованные способы влияния более сложны по своей технологии.
Кроме этого наши психологи проводят тренинги формирования команды, эффективного общения в профессиональной деятельности, межличностного взаимодействия, уверенного поведения, личностного роста, продаж и другие.
«Работа сегодня»: Где же точка взаимоотношений, после которой заканчивается сотрудничество и начинается воздействие?
И. Зорин: Это и есть борьба. Что такое сотрудничество и что такое борьба? Сотрудничество возможно, когда два человека видят свое будущее в одном направлении, оценивают свои векторы как идущие параллельно и, в общем, они нацелены в одну точку. При таких отношениях хороши эмоции, люди сотрудничают и понимают, к чему стремятся. Но в какой-то момент общения возникает внутреннее напряжение, изменяется мимика, жестикуляция, разговор наполняется напряжением и становится ясно, вряд ли речь идет о сотрудничестве, начинается борьба. А любая борьба сопряжена с различного рода энергетическими потерями и возникает потому, что у каждого есть свои цели и каждый стремиться приблизить к ним своего оппонента. В этом и состоит суть управленческой борьбы. Более эффективным руководителем является тот человек, который может перевести своего оппонента из эмоциональной плоскости в плоскость действия, чтобы тот пошел и сделал то, что нужно. И если у оппонента нет мотивов для выполнения действия, приходится "включать" некие энергетические моменты - возможности и способы влияния. На тренингах люди знакомятся с различными способами влияния, учатся определять, каким образом на них оказывают воздействие и как противостоять этому. Каждый из этих способов обыгрывается на различного рода тренинговых заданиях. Но на самом деле, чтобы оказывать влияние, необязательно владеть всеми этими способами. Достаточно выбрать для себя один-два из их числа, именно те, которые наиболее подходят человеку в силу его личной этической и культурной направленности. Для этого, как минимум, нужно их изучить, выбрать и отработать на тренировках.
«Работа сегодня»: Можно ли, хорошо отработав эту технологию, превратить свои недостатки в достоинства?
И. Зорин: Да, возможно. Умный менеджер всегда учитывает собственные сильные и слабые стороны. Либо он, как минимум, не допускает ситуаций, в которых слабые стороны могут быть использованы его соперниками, либо пытается превратить свой недостаток в достоинство. У В.К.Тарасова есть стратегия называемая "Пустой город", Суть в том, чтобы сделать слабое место еще более слабым, что будет неожиданностью для противника. Ему придется менять свои планы, и вся ситуация в целом может измениться, как в притче о пустом городе.
Когда войска Китайского полководца Сыма И подошли к городу, который охранял Джугэ Лян с небольшим войском из 700 человек, было очевидно, что город должен пасть, так как войско Сыма И численностью превосходило гарнизон города в несколько раз. Тогда Джугэ Лян применил такую стратегию: он приказал открыть все ворота и двери крепости, велел солдатам спрятаться в городе, а крестьянам - обрабатывать свои поля за пределами крепости. Сам же вместе с небольшой свитой поднялся на башню и стал беспечно распевать песни под звуки лютни. Когда войско Сыма И подошло вплотную и увидело эту картину, полководец пришел в замешательство. Подумав несколько минут, он подозвал своего сына и сказал ему: "Мы отступаем". "Почему? - спросил сын. - Ведь войско Джугэ Ляна значительно меньше нашего, и мы просто обречены на победу?" Сым И ответил: "Ты еще молод и не знаешь, насколько умен и осторожен Джугэ Лян. Мы не можем предположить, какая засада нас ожидает в этом городе." И они отступили. Когда Джугэ Лян увидел уходящее войско, он заметил: "Я ждал этого, но я не ожидал, что это произойдет столь быстро. Сыму И следовало все-таки подойти поближе и оценить ситуацию".
Иногда и в менеджменте бывает так, что приходится превратить свою слабость в еще большую слабость, чтобы обескуражить соперника, и тем самым "изменить его картину мира, сделать ее неадекватной. Это прием из технологии В.К.Тарасова.
«Работа сегодня»: Почему в Таллиннской школе стратегия очень часто переплетается с восточной философией? Это как-то связано с психологическими особенностями восприятия?
И. Зорин: Дело в том, что психология - это наука, которая изучает некие закономерности взаимоотношений между людьми. А все то, что описывает в своих книгах В.А. Тарасов, он называет искусством, например, то же искусство управленческой борьбы и этот подход мне нравиться. Ведь закономерности, законы взаимоотношений между людьми довольно условны. Для сравнения можно взять взаимоотношения "человек-человек" и "человек-машина". Сложность межличностных взаимоотношений на несколько порядков выше, чем взаимодействие между человеком и машиной, и на мой взгляд, никакие психологические законы в человеческих взаимоотношениях не могут "работать" на все 100%. Вслед за В.К. Тарасовым мне кажется, что искусство - более подходящее слово для определения взаимоотношений между подчиненным и начальником, заказчиком и подрядчиком, покупателем и продавцом, деловыми партнерами в бизнесе. Каждая ситуация уникальна, и люди могут вести себя по-разному и совершенно непредсказуемо, поэтому, на мой взгляд, неоправданно втискивать это в стандартные рамки законов.
«Работа сегодня»: Каким образом, исходя из Ваших взглядов на современное искусство управления, определена миссия Вашего Центра психологии управления, корпоративная философия?
И. Зорин: Наша миссия - удовлетворение потребности российских компаний в повышении эффективности их деятельности. Мы достигаем этой цели посредством осуществления управленческого и кадрового консалтинга и аудита, а также оказания нашим клиентам помощи в долгосрочном планировании и краткосрочном обучении. Наш главный этический ориентир - это открытость в деловых отношениях, строгое соблюдение деловых обязательств, прямой и честный диалог с клиентом в процессе совместной работе. Мы не можем быть инструментом решения политических проблем внутри организации клиентов. Наш главный принцип отношений с конкурентами - это содействие тем из них, кого мы считаем более компетентными, нежели мы сами, нейтральная позиция в отношении тех, кого мы считаем столь же компетентными либо менее компетентными, нежели мы сами. Наше методологическое превосходство - в активном поиске элитных источников информации, представляющих интерес с точки зрения философии бизнеса, прагматики менеджмента и методологии консалтинга, и немедленного творческого использования этой информации в своей работе. Наша профессиональная уникальность обусловлена наличием у нас большого опыта (более 15 лет работы). В результате наш подход соединяет в себе творческую интерпретацию классических и современных взглядов на современный менеджмент с элементами индивидуальной организационной, социальной психологии, психологии управления и искусства управления, а так же групповой динамики. В этом заключается наша миссия. Мы хотим показать людям, что стереотипы в жизни не всегда помогают, а в некоторых ситуациях сильно тормозят развитие. Поэтому итогом наших действий оказывается предоставление каждому участнику тренинга не искусственно поставленных стандартов поведения, а свободы индивидуального выбора.