Игорь Зорин. Новая кадровая технология - новые возможности
Игорь Зорин, психолог, тренер, бизнес-консультант, обладатель лицензии 003014 Таллиннской школы менеджеров, член Федерации управленческой борьбы, руководитель Центра Психологии Управления <Премьер>.
Небольшое вступление.
Работая более 15 лет в сфере управления, постоянно задавался вопросом: существует ли в природе какая-либо технология, позволяющая быстро и эффективно развивать и обучать менеджера, качественно и мгновенно оценивать кандидата на должность и менеджера в период аттестации, выявлять его сильные и слабые качества с долей вероятности около 100%.
Как психолог, я конечно же понимал, что есть различные тестовые методики, которые позволяют определять темпераментальные и характерологические особенности личности, ее направленность , степень мотивированности и еще много что. Как тренер и бизнес-консультант, я знал и всегда использовал то, что тренинг - это действительно кратковременное и очень эффективное средство для быстрой корректировки поведения и обучения практическим приемам. Как психолог, я понимал и то, что для каждого развивающегося человеку очень важна обратная связь, которую он может качественно получить на тренинге (и лучше, если это происходит на открытом, а не корпоративном тренинге).
И вот однажды я познакомился с Владимиром Константиновичем Тарасовым, который приехал в Ижевск со своим легендарным семинаром <Техника перехвата и удержания управления>. Тогда я еще не знал, какую роль в моей жизни сыграет этот человек. Я слышал, что В.К. Тарасова в прессе называли <первым менеджером СССР> (видимо за то, что когда-то, в далеком 1984 году он первым на территории <страны советов> открыл свою школу менеджеров в Таллинне, где он и проживает по сей день). Больше я тогда ничего не знал.
А сегодня Таллиннская школа менеджеров стала всемирно известной (подробности можно посмотреть на сайте www.tarassov.ru ), В.К.Тарасов стал идейным лидером Федерации управленческой борьбы (www.poedinki.ru), технологии <Техника перехвата и удержания управления> и <Управленческий поединок> признаны менеджерами Европы, США и Японии .
Что такое <управленческий поединок>?
Сначала определю, что такое - управленческая борьба. Это - борьба между двумя участниками поединка, ведущаяся по определенным правилам, имеющая фиксированные критерии успеха (выгоды) и времени. Выгодой в управленческой борьбе является определенное распределение ролей. В.К. Тарасов говорит о том, что <управленческая борьба позволяет уберечь конфликтующие стороны от более жестких видов борьбы, в том числе от войны>. По большому счету она мало, чем отличается от всех других видов борьбы (спортивной, например). То же напряжение, тот же накал, те же эмоции. В ней те же классические составляющие: захват, прием, удержание (или фиксация). Участники борьбы соревнуются друг с другом, противопоставляя друг другу свои управленческую силу, умения, навыки, стратегии и т.д.
Управленческий поединок - поединок двух людей, в ходе которого участники тренинга играют различные роли: игроки -участники, между которыми в настоящий момент идут переговоры, секунданты, которые помогают игрокам готовиться, а также следят за выполнением всех правил, и судьи (их 9). Предмет переговоров, роли и интересы задаются пакетом тренинговых ситуаций. Каждый поединок длится 10 минут (с учетом двух тайм-аутов - 14 минут). После него судьи выносят оценки и дают свои комментарии, исходя из своих ролей: <Отправляющие на переговоры>, <Доверяющие собственность>, <Устраивающиеся на работу>. В результате получается максимально объективная оценка переговорных умений каждого игрока. Тренер дает подробный анализ поединка, останавливаясь на преимуществах и ошибках игроков. Вот, собственно и все. Так просто! И так гениально!
Надо сказать отдельно о тех ситуациях, которые разыгрывают участники поединка. Они никем не выдуманы, они взяты из жизни. Кто-то когда-то переживал уже эти события. Сложно переживал. Может быть он проиграл когда-то в тех реальных жизненных условия. А можно ли было не проиграть? Как говорит В.К.Тарасов <Нельзя постоянно побеждать, но быть непобедимым можно всегда>. Как это? А вот именно этому и учат его технологии. Технологии <непобедимого положительного героя>:
Лучше терпеть поражение в игре, чем в реальной жизни. <Испытать радость поражения> - есть такое выражение у Владимира Константиновича. В этом есть действительно большой смысл. Ведь человек, достигший победы получает повышение личной самооценки. Что еще? Да ,пожалуй, и все. А вот тот , кто проиграл получает нечто значительно большее, он получает опыт. Говоря психологическими терминами, с ним происходит когнитивный диссонанс, плавно <перерастающий> в инсайд. Человек начинает видеть свои ошибки и естественно избегать их в дальнейшем. При этом возможно изменение стереотипов поведения, а в некоторых случаях можно говорить о смене личностных установок. И если эти изменения направлены на улучшение эффективности работы руководителя, то что может быть лучше:
Управленческий поединок - новая развивающая и обучающая технология.
Умение вести переговоры- это базовое умение для менеджеров любого уровня. Менеджер - это должность <разговорного жанра>. Кто более искушен в этом, тот и более успешен. Умение грамотно вести переговоры - это целое искусство, которое невозможно почерпнуть ни в одной книге. Его можно постичь только в ходе тренировок.
К одному князю пришел учитель боевых петухов и предложил потренировать боевого петуха князя. Князь согласился.
Прошло десять дней.
Ну, как, - спросил князь. - Мой петух готов к бою?
Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвется в драку, его нельзя выпускать!
Прошло еще десять дней.
Ну а теперь?
Нет, еще рано. Он очень нервный. На все реагирует. Чуть где какой петух крикнет, он все принимает на свой счет. Его нельзя выпускать.
Прошло еще десять дней.
А теперь?
Еще рановато. Сила и ярость переполняют его, прорываются наружу, и это заметно.
Прошло еще десять дней.
Ну а теперь готов?
Теперь почти готов. Он неподвижен и словно вырезан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь!
(В.К.Тарасов <Искусство управленческой борьбы>)
Основные целями Управленческого поединка являются освоение выигрышных переговорных стратегий, освоение выигрышных переговорных стратегий, повышение готовности к неожиданным ситуациям, понимание собственных переговорных стереотипов, выработка личного переговорного стиля, развитие умения нестандартно подходить к решению трудных задач, а также достижение более высокого уровня профессиональной уверенности.
Поединок позволяет выработать участникам навыки создания собственной технологии подготовки к переговорам, что позволяет чувствовать себя спокойно и уверенно в сложных ситуациях; умение прогнозировать поведение оппонента; подготовку к успешной линии поведения в неожиданных ситуациях; освоение выигрышных переговорных стратегий; расширение персонального спектра ролей , значительный рост скорости ориентирования в ситуациях; уникальную обратную связь, которую невозможно создать в реальной жизни; понимание наработанных годами стереотипов поведения, которые зачастую мешают человеку достичь более высокого профессионального уровня.
Управленческий поединок - новая эффективная технология оценки персонала.
Во время ведения управленческого поединка, участник должен играть различные роли из заданных ситуаций. Атмосфера проведения поединка довольно напряжена: судьи, зрители, арбитр, секунданты, часы. Игроку, не обладающему актерскими данными, невозможно в этих условиях сыграть кого-либо другого. И он играет самого себя. Со всеми своими достоинствами и недостатками, которые проявляются в ходе поединка очень ярко.
Что же можно оценить у участника в ходе управленческой борьбы?
Навыки ведения переговоров в сложной ситуации (адаптационная мобильность);
Умение отстаивать <свои> интересы;
Умение мотивировать оппонента с целью достижения собственных целей.
Умение принимать решения в сложных ситуациях.
Умение активно слушать и красноречиво говорить;
Профессиональные знания;
Знание законодательства;
Уверенность поведения менеджера в решении сложных вопросов;
Умение выстраивать и контролировать план переговорного процесса: подготовка - захват - прием - удержание;
Умение вырабатывать стратегию собственного контрповедения.
Умение быстро ориентироваться и переключаться в эмоционально сложной ситуации.
Знание стереотипов поведения оппонента в разных ситуациях;
Знание эффективных приемов переговорного процесса;
Знание невербалики.
Наличие собственных переговорных стратегий , способность к творческому решению задач.
Наличие почтения и такта к оппоненту.
Умение не подавлять оппонента (сохраняя имидж положительного героя) в эмоционально напряженных переговорах.
Умение контролировать свое поведение в эмоционально сложной ситуации (способность к интеграции социальных ролей).
Умение понижать напряжение (свое и оппонента) в эмоционально сложных ситуациях.
Умение <держать удар> (справляться с эмоциями в сложной психологической ситуации); стрессоустойчивость и эмоциональная уравновешенность;
Умение эмпатийно (соучаствуя, сопереживая) слушать;
Знание правил профессионального этикета.
Толерантность (терпимость) к собеседнику;
Общечеловеческие качества: доброту и отзывчивость;
Открытость в общении.
И еще много чего.
Все эти знания, умения, навыки и качества оцениваются судьями, находящимися в разных ролях. Их суммарная оценка позволяет определить направленность личности: направленность на власть (или может быть имидж), направленность на людей, направленность на дело. Конечно, в любом из нас присутствуют каждый из этих векторов. В этом все и дело. Во всех управленческих должностях есть свои приоритеты: какая-то должна быть направлена в большей степени на людей, какая-то - на власть (имидж), а какая-то - на дело. Это уже определяет руководитель предприятия сам.
Управленческий поединок - новая результативная технология отбора персонала.
Каждый руководитель знает, как просто можно ошибиться в человеке, принятом на вакантную должность. Кто-то использует тесты, кто-то беседы, кто-то рекомендации и резюме. Бесспорно, что все эти варианты в той или иной степени работают. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Но не об этом в этой статье (хотя тема очень интересная). Как быстро и результативно <увидеть> человека? В этом помогает технология <Управленческий поединок> по экспресс-ситуациям.
Что это такое? Экспресс -ситуация - управленческая ситуация (не обязательно относящаяся к разряду производственных), которая разыгрывается в течении пары минут. И в это время становится ясно, как человек может справляться с эмоционально трудной ситуацией, как может управлять диалогом, перехватывать управление в нем, каковы его человеческие ценности и направленность его личности и многое-многое другое.
Конечно, для того, чтобы все это понять, нужно попробовать самому поучаствовать в управленческой борьбе, которую однажды придумал автор бестселлеров <Искусство управленческой борьбы>, <Технология жизни. Книга для героев>, <Внутрифирменные отношения>, человек-легенда Владимир Константинович Тарасов. Увидимся на управленческой борьбе.