Игорь Зорин. Внутрифирменные отношения или Какие менеджеры вами управляют
Каждое предприятие - живой организм. В нем происходят разные процессы: зависимые друг от друга и независимые, плавно перетекающие из одних в другие. Все новое "вживляется" или отторгается этим организмом. Это происходит подобно тому, как попавшее в тело человека инородное тело долго и мучительно, с кровью и гноем все-таки выбрасывается из организма . Другой пример, когда что-то срастается, например, пересаженный орган. Предприятие - это система взаимоотношений. Между руководителями и подчиненными, между коллегами, между Заказчиками и исполнителями, между мужчинами и женщинами, между старыми и молодыми. Это взаимоотношения разных типов. В каждом из них есть свои закономерности и исключительность, "подводные течения" и суровая действительность. Каждому из этих взаимоотношений можно посвятить отдельную статью. Сегодня поговорим о взаимоотношениях "начальник-подчиненный".
Времена, когда работала формула "Ты - начальник, я -дурак" постепенно отходят в древнюю историю. Уровневые руководители предприятий давно начали понимать, что одинакового отношения к каждому из своих людей быть не может. И это правильно. Хитрецы и лоботрясы должны быть наказаны или уволены, к хорошим исполнителям надо быть лояльным, а грамотных и инициативных нужно холить и лелеять. "Ладно-ладно",- скажет въедливый читатель,- "Лоботряс может быть хорошим креативщиком, а инициативные могут завести "не туда". И будет прав. Сейчас каждая единица персонала должна быть тщательно и детально исследована и оценена. Это уже не просто винтик (или еще грубее "звено в цепи"), а самодостаточный механизм , встроенный в "мощную и продвинутую махину", которая не просто едет , а еще как едет. Иначе и нельзя в наш век быстрых изменений. Не вертись по сторонам, не буксуй, а то можешь быть растерзан и съеден своими конкурентами. Рынок становится все более агрессивным. Переговоры- все более жесткими. Кадры - все более подготовленными. Кто это понимает, не жалеет средств на обучение своего персонала. Тренинги и семинары - это то, что является краткосрочным и эффективным из всех известных обучающих процедур. Кто не понимает, обучает сам, тратя свое драгоценное время. Кто понимает -прибегает к услугам тренеров и консультантов.
Все-таки поговорим о взаимоотношениях . Любое предприятие когда-то начиналось. Один человек, или группа договорившихся людей (какое-нибудь из известных обществ), однажды приняли решение об открытии своего предприятия. Худо-бедно ( а кто-то очень хорошо !) проговорили или прописали корпоративную философию предприятия, не забыли при этом корпоративную культуру (как подраздел философии), приняли на то и другое стандарты предприятия и начали работать. Как известно, любая команда (по большому счету) формируется что называется "по образу и подобию" : бандит набирает бандитов, интеллигент - интеллигентов, трудяга - трудяг и т.д. И здесь все понятно. Любому человеку проще общаться с себе подобными. Некоторые идут дальше, понимая , что в любом коллективе (больше трех человек) обязательно должен быть лидер. При этом совсем не обязательно, чтобы этим лидером стал руководитель. Некоторые руководители понимают и то, что в коллективе должно быть распределение ролей: лидер, исполнители, генераторы идей, "рабочие лошадки", альтруисты и много кто еще. Чем больше ролей, тем устойчивее система. Тем он тяжеловеснее что ли. Не все знают как важны в команде антилидеры: "козлы отпущения" и изгои. Это такие своеобразные "молниеотводы", в которых можно легко и почти беспоследственно "разряжаться". Кстати, от этого эти герои почти не страдают. Удел их видно в жизни такой. Они, конечно поохают и постонут (так, для приличия). На этом все и закончится. Каждый выбирает себе роль сам. Вряд ли можно крепко и верно прикрепить к человеку ярлычок без его на то согласия.
Типов людей много. Я бы сказал бесчисленное количество. Хотя бы потому, что каждый человек индивидуален, если оценивать его по темпераментальным и характерологическим особенностям. А вот типов руководителей, пожалуй, не так много. Существуют разные классификации первых лиц предприятий. Каждая со своим описанием. Например, у В.К.Тарасова , "первого менеджера СССР" - "небожитель", "школьный учитель", "папа" и "строитель". У других авторов другие.
Я же попробую классифицировать руководителей , которые не являются учредителями и собственниками компаний, а принадлежат к разряду , который принято называть менеджерами среднего звена. Это руководители отделов, цехов, участков, каких-то других структурных подразделений, проектов и т.д. Их много, но в отношении их к подчиненным и работе заметны некоторые особенности, позволяющие их выделять в отдельные группы.
"Фигаро". Он так быстро перемещается в пространстве, что остается поражаться его энергичности. "Фигаро здесь, Фигаро там". Такой тип спокойно может работать в двух-трех предприятиях и об этом никто может не знать (разве что догадываться). Он оптимист. Всегда в хорошей форме. Улыбается. "Ворвавшись" к себе на участок, он быстро входит в курс дел, практически не выслушивает своего подчиненного , который пришел к нему с отчетом. Стоит тому только начать свою речь "фигаро" сразу его останавливает фразой "я все понял" и говорит за него сам. Отчитывающемуся ничего не остается кроме кивания в знак согласия головой, т.к. он не поспевает за мыслью выступающего, а выглядеть глупо никому не хочется. "Фигаро" четко отдает распоряжения, грамотно переспрашивает, все ли понятно. Для него не составляет труда "выглядеть" перед начальством. Он, как никто другой, научился отчитываться. Любую малую свою заслугу он представит такой большой , что ни один "шеф" даже не заподозрит завышения. Отсутствие заслуг подразделения он представит как свою заслугу в стабильном, качественном росте. Любая, вмененная ему вина будет тут же разбита о тот факт, что "а он предупреждал".
"Фигаро" сам не очень любит "строить" своих людей. Какой смысл ему с ними портить отношения. Пожалуются еще "вышестоящим" на его частое отсутствие на работе. А ему это надо? Иногда его "чаша терпения" переполняется и он может устроить кому-то взбучку. Правда, потом будет извиняться, что переборщил, и искать подтверждения тому, что ничего в отношениях с подчиненным не изменилось. Все его считают хитрым (за это недолюбливают) и предприимчивым (за это уважают). Одно слово - "Фигаро".
"Правдоруб". Он твердо уверен, что главное в жизни - говорить правду и только правду. Его ригидность безгранична. Для него не существует компромиссов. Он идеалист. Если однажды в каком-то нормативном документе он что-то прочитал, это отложилось в его сознании прочно и надежно. И впредь путеведущим ориентиром в его жизни будет именно этот норматив. Никакие объяснения по поводу того, что нормативы пишут люди, которые могут ошибаться, на него не действуют. Своих людей он "строит". Ему так легче управлять. Перед ним должен стоять строй. Глаза должны быть обращены к нему. Если все так, он счастлив. Подчиненные не очень-то любят такого руководителя за его излишнюю категоричность. "Правдоруб" категоричен в суждениях. Поговорить "по душам" с ним можно, но только после "третьей рюмки". Но он категоричен и в этом: он отъявленный трезвенник. Увы! Он всегда приходит вовремя на работу, не нарушает принятых распорядков. У него все разложено "по полочкам": и вещи, и мысли. В отношениях с вышестоящим руководством он такой же. Анекдот про того боцмана , который если что не так может и адмиралу по морде дать, про него. Так что, лучше не нарываться. Но начальство в известной степени их ценит: они не подведут. А еще они предсказуемы. Такими проще управлять манипулируя. Подчиненные "правдорубов" , с одной стороны , уважают за их ответственность и порядочность, с другой, ненавидят за их черствость и педантичность. В последнее время "правдорубов" становится все меньше (во времена однопартийной системы их было особенно много), но они есть и с ними надо считаться.
"Князек". У нас, россиян, свой особый менталитет. И то , что "вот барин приедет , он нас и рассудит" прочно существует в нашем бессознательном. Историю, знаете ли, не переделаешь! Как бы ни говорили современные специалисты в области управления персоналом, что в нынешнем де менеджменте ценятся руководители - демократы, образ этакого "князька" живет и здравствует. "Князек" четко контролирует все процессы, вверенные в его управление. Он может не знать каких-то деталей в работе своего подразделения, но он знает, кто это знает и у кого об этом можно спросить. У него неторопливая походка "вразвалочку". Ах, как он себя несет! Министр-администратор из "Обыкновенного чуда", да и только. Он хорошо, со вкусом, одевается. Многим "более высокопоставленным", пожалуй, есть чему у него поучиться с точки зрения "крутизны". При этом он знает, как "правильно" нужно общаться со своими непосредственными руководителями. Он умен, "продуман". Начальство его ценит за умение хорошо управляться со своими подчиненными, организовывать процессы производства. Подчиненные "князька" ценят за его талант "снизойти" до их уровня. Он может обо всем поговорить. При этом он будет контролировать время, так как оно для него очень дорого. Иногда он может позволить себе повести себя фамильярно. Но даже это не помешает многим из числа подчиненных его боготворить.
"Отец". Образ доброго, но строгого отца, пожалуй, один из самых привлекательных в портретной галерее менеджеров среднего звена. Он может иногда погрозить пальчиком, а иногда по-отечески пожалеть. Он может наказать. Но при этом никому не придет в голову, что наказание дано незаслуженно. Он строит отношения со своими подчиненными, как со своей семьей. Каждый член его семейства - это человек, личность со всеми достоинствами и недостатками, о которых он знает и их ценит. Он не бывает мстительным. Он не устанавливает правил. Скорее, что правила рождаются сами и остаются существовать в подразделении "отца". Он может позволить себе минутную слабость. Никто из "семьи" не осудит его за это. Его любят подчиненные за то, что он не дает "своих" в обиду. К нему уважительно относятся его руководители.
"Свой парень". Такой тип руководителя не выпячивает себя, не выделяет себя среди себе равных (как он считает). Чаще всего вышестоящее начальство выводит "своего парня" в менеджеры из неформальных лидеров. Даже став руководителем, он продолжает свой привычный образ жизни (хотя бы после работы) и кажется, что ему как-то даже неловко за то, что он сейчас вынужден ходить в галстуке и сидеть в кресле. Ему не хочется создавать дистанцию между собой и коллективом, но как бы он этому не противился, она все равно появляется. Это его беспокоит. Но только какое-то время. Потом он "превращается" в "отца" или "князька" (реже в другие типы).
"Серый кардинал". Тихий, скрытный, осторожный, умный. Такими терминами можно охарактеризовать этот типаж. "Серый кардинал" почти не заметен. Но зато как заметны его дела! Он может долго выстраивать необходимые ему интриги. Он хитер, поэтому интриги ему удаются. Он хороший манипулятор. Манипуляции - это его стихия. Часто вместо него управляет его имидж. Его нет, но есть ощущение, что он за вами наблюдает. Он часто и подолгу может сидеть в кабинетах своих начальников, о чем-то говорить. Потом рождаются приказы по предприятию, относящиеся к его подчиненным, но сам он при этом как бы не имеет к этому никакого отношения. Его не любят за его непредсказуемость подчиненные. Они его боятся . Его иногда побаиваются даже руководители. Но при этом он прекрасный "спец". За это его ценят и оберегают. Как это ни парадоксально , наличие "серого кардинала" на предприятии делает систему устойчивой. "Серые кардиналы" там, где они нужны. И только там.
Не исключено, что есть и другие типажи. Есть такие, в которых могут сочетаться качества двух (или даже нескольких) из вышеперечисленных образов. Главное не это. Главное то, что каждый из них имеет право на существование в своей системе. А каждый из вас имеет право относиться к каждому из них по-своему, но теперь уже с пониманием.