Игорь Зорин. Не контроль, а доверие и делегирование

Не контроль, а доверие и делегирование. Согласно трудов, оставленных нам великими просветителями Поднебесной, настоящий лидер (и, кстати, руководитель тоже) не вмешивается в процесс без особой необходимости. Но его подчиненные всегда ощущают его присутствие. Это так называемый принцип недеяния, к действию которого всегда так стремились все китайские императоры. Да и нынешние правители, пожалуй, тоже. Это конечно же не тот принцип, который зиждется на лени. А тот, который строится на формировании эффективных мыслеформ или, как сейчас говорят, квантов. Действия настоящего лидера строятся на том, чтобы содействовать движению вперед, а не контролировать своих подчиненных. Согласно западным лидерским парадигмам лидер должен быть заметной, харизматичной, яркой фигурой. Именно такую мы и возводим на престол и по мере того, как у нас ухудшается представление о ней, мы сбрасываем такого «харизмата» с занятой «высоты». Подлинный лидер не стремится к центру внимания. Напротив, он выставляет в этот самый центр своих подчиненных, все более и более делегируя им права и вытекающие из них обязанности. А сам находится в их тени. Делегирования без доверия не бывает. Доверия к людям не бывает без доверия к себе. Как правило, человек, не доверяющий другим, делает это через проекцию (перенос). И тут возникает такой естественный вопрос: «Почему я не могу в полной мере доверять себе?» Есть смысл глубоко разобраться с этим. Подозреваю, что какой-нибудь скептик сейчас, недоверчиво щуря глаз, говорит : «Себе-то я доверяю, проблема с другими». Нет-нет, мой друг, проблема доверия всегда в нас самих. Недоверие всегда подтягивает за собой контроль. Какой бы ни был скрытый, завуалированный контроль, он всегда чувствуется нашим бессознательным и вызывает досаду, разочарование, а то и просто злость и обиду. А как эффективно работать человеку, находящемуся под гнетом таких сильных чувств? Под гнетом контроля человек не развивается. Недоверие и желание контролировать являются проявление эго человека. Эгоцентрик увлекается своей «звездностью». Хоть он порой и предлагает эффективные решения, но навязчивая реклама препятствует восприятию его слов. Так личность «учителя» затмевает само «учение». Настоящий лидер не станет приписывать все заслуги себе. Он не ищет славы. Наоборот, он сделает все, чтобы выставить своих людей вперед. Истинным лидер становится именно тогда, когда не старается им стать, не прикладывает к этому сознательных усилий. В этом и проявляется парадоксальный принцип: чтобы завоевать уважение людей, не нужно его завоевывать. Люди, ищущие похвал и признания, не вызывают уважения к себе. А даже наоборот вызывают негодование. Самое сильное впечатление человек производит именно тогда, когда не старается его произвести. Люди выбирают идти не за теми, кто много самопиарится, говорит о себе, а за тем, кто умеет молчать. Подлинный лидер, как вода, уступчив. Ему не свойственно оказывать давления на людей. От этого и они ему отвечают без сопротивления. Нельзя управлять человеком. Его только можно вести за собой. Чтобы добиться успеха, руководитель должен донести до своих подчиненных свое стратегическое видение, корпоративные ценности, свою идеологию. И если все это люди принимают, то легко идут за лидером, предлагающим все это. Задача лидера - вызвать инсайт, вспышку, озарение, восторг у своих последователей. А они в свое время дадут энергию движения. Если вспышка не получилась, то самая красивая программа останется всего лишь мечтой руководителя, в которую никто не верит. А без последователей лидер не лидер. Любой человек с радостью отдает энергию только любимому делу. Задача лидера – сначала самому полюбить свое дело, потом этой любовью заразить все свое окружение. И только тогда все энергетические потоки сольются в одно мощное течение, способное на движение самых крупных проектов. Нельзя добиться подлинного успеха без предельной честности перед самим собой. Не случайно у Таллиннской школы менеджеров, которую я вот уже более 10 лет представляю, есть такая ценность: научись искусству говорить самому себе правду. Казалось бы, что может быть проще… А между тем человек постоянно загоняет себя в иллюзию правды, оправдывая свои поступки. Таким образом, одевая на себя слой за слоем розовые очки, он искажает подлинность своей картины мира, от чего достаточно часто сталкивается с неожиданностями, являющимися мерилом адекватности этой самой картины мира. Ладно бы, наступил на грабли, получил шишку и одумался, так нет – русскому мужику надо трижды –четырежды ударить себя граблями, чтобы начать какие-то качественные изменения. Только разобравшись с истинностью своего предназначения можно, двигаясь вперед, не тратить энергию, а наполняться ей. И потом, только живя в соответствии со своим предназначением, можно оставаться самим собой, не надевая масок разных важных господ. Чтобы вести за собой людей достаточно просто верить в свое призвание. Эта вера должна обязательно проявляться в поступках. Ведь у истинного лидера слова не расходятся с делом. А если этого не происходит, то сначала у идущих сзади возникает скептицизм, а потом происходит отделение «мы» от «они» сначала в головах, а потом и на деле. Если не строить здание своего успеха на честности и прямоте, то есть на зоне твердого, то какого бы колоса не построил руководитель, он все равно окажется на глиняных ногах. И обязательно настанет момент, когда лидер съедет на позицию контролера. Надо верить в профессиональные и личностные качества своих подчиненных. И они в благодарность за эту веру дадут значительно больше общему делу. Основная задача руководителя в выявлении самых сильных сторон своих подчиненных, точное использование которых и даст верный успех. Доверяя, делегируя все больше самостоятельности, руководитель по сути делает всех подчиненных компаньонами, совладельцами бизнеса. При такой системе люди не боятся ошибок, на которых сами же и учатся. Но для того , чтобы атмосфера самостоятельности стала стабильной, у компании должна быть качественная корпоративная программа, донесенная до каждого подразделения, включая самые низовые структуры. Когда все сотрудники знают, в чем заключается их общее предназначение, они полнее понимают, какой вклад могут сделать в общее дело. Корпоративная миссия должна быть абсолютно понятной, доступной для понимания каждым работником. Руководитель должен самым качественным образом донести миссию, корпоративную философию, ценности, но и его дела не должны расходиться с его словами. Успешный руководитель не просто транслирует миссию, но заряжает своих подчиненных, воодушевляет их, настраивает на Большие Дела. Это возможно только, если он будет формировать лидерские качества у каждого своего сотрудника. Только у истинного лидера качества личности проявляются в полном объеме.